Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

следовали «Совет матери сыну» («Живи по закону бо- жию», иначе «будущая жизнь твоя будет бедственна и мучительна»), молитва «Отче наш» на двух языках и, наконец, «Десять заповедей закона божия» — тоже на двух языках. Д л я большинства учащихся саамов и коми обучение грамоте на этом и завершалось. Только немногие, обыч­ но дети богатых родителей, посещали среднее и старшее отделения, где на уроках чтения получали дополнитель­ ные, зачастую превратные, сведения об окружающем ми­ ре, совершенствовали навыки в письме и четырех ариф­ метических действиях. Недалеко ушли от церковноприходских школ и сель­ ские училища министерства народного просвещения. Они т акже давали учащимся примитивную грамотность. Полный курс обучения проходили лишь одиночки — де­ ти богачей. Так, в Варзужском сельском училище в 1910 году на младшем отделении обучалось 15 маль­ чиков, на среднем — 9, а на старшем — 3. В начале XX века, особенно после революции 1905— 1907 годов, значительно обновилось содержание учебных пособий. В школьные хрестоматии были включе­ ны произведения (или отрывки из них) русской клас­ сической литературы, стало даваться больше естествен­ нонаучных сведений и рассказов о жизни трудового н а ­ рода. Наряду с книгами К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» вошли в употребление книги для класс­ ного чтения В. П. Вахтерова («Мир в рассказах для де­ тей») и Д. И. Тихомирова («Пчелка» и «Вешние всхо­ ды»), содержавшие богатый материал по природоведе­ нию, истории и географии. С 1910 года в школах была введена в качестве учебного предмета гимнастика. Однако общее направление школьного обучения оста­ лось по-прежнему реакционным. Только благодаря энту­ зиазму и инициативе демократически настроенных учи­ телей (таких, например, как В. П. Постников, И. И. Иой- лев и А. Д. Холзаков) иногда удавалось несколько уси­ лить то положительное, что несла с собой казенная школа. Самый высокий уровень образования давало своим учащимся Александровское городское училище. Постро­ енное в «комерческом порте» и административном цент­ ре края, оно предназначалось в основном для детей 464

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz