Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

1 августа 1898 года Ловозерская школа грамоты бы ­ ла преобразована в церковноприходскую школу и посту­ пила на бюджет Архангельского миссионерского коми­ тета. Преподавание в школе взялась вести учительница Е. Д. Догадкина, окончившая женскую гимназию. Учение начиналось поздней осенью, когда жители с озер и кочевий возвращались в зимний погост, и про­ должалось до апреля, когда они снова уходили в тундру. Длительность учебного года колебалась от 94 до 115 дней. Поступая в школу, большинство детей совсем не зн а ­ ло русского языка. Поэтому много сил и времени уходило на выработку понимания русской речи и умения объяс­ няться по-русски. С большим трудом шло усвоение з а ­ кона божьего, так как учащиеся не понимали смысла з а ­ учиваемых ими фраз. Чтобы выполнить программу обучения, учительница систематически, два раза в неде­ лю, проводила дополнительные, вечерние, занятия по русскому языку и арифметике. О том, чему учили нерусских детей, дает представле­ ние «Азбука для лопарей», изданная в 1895 году Архан­ гельским православным миссионерским обществом. Пе р ­ вый раздел ее знакомил учащихся со звуками, слогами и словами русского языка, затем следовали отдельные фразы для выработки навыков чтения. Завершали р а з ­ дел два коротеньких нравоучительных рассказа, каждый из которых был напечатан на саамском (слева) и на рус­ ском (справа) языках. Главная мысль первого рассказа заключалась в словах: «человек... должен работать, что­ бы... жить счастливо»; во втором рассказе говорилось о необходимости дружбы и согласия между людьми. Второй раздел «Азбуки» был посвящен счету: давались зрительные представления о числе (от 1 до 10), у п р аж ­ нения по счислению в пределах до 1000 и таблица умно­ жения. Последний, третий, раздел состоял из текстов для объяснительного чтения. Сначала шли фразы, вроде: «Люби господа бога всем сердцем и душою твоею»; з а ­ тем — церковные понятия (рай, алтарь), названия цер ­ ковной утвари, термины богослужения и священного писания; далее учащиеся знакомились со знаками пре­ пинания, изучали гимн («Боже, царя храни»), «послови­ цы» («Кто работает, тому бог помогает», «За богом молитва, а за царем служба не пропадают»); потом 463

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz