Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
свой христианский долг... Чрез грамотность и воспитание их детей, обучающихся в школе христианской нравствен ности, вере и благочестию, молодое поколение будет уже более своих родителей... верными слугами царю и оте честву и добрыми чадами, послушными матери своей — церкви божией, в чем и состоит вся радостная надежда школы». Занятия с учащимися велись без соблюдения элемен тарных методических требований. Детей заставляли з а учивать малопонятные им тексты — молитвы, церковные песнопения, «ответы» из катехизиса. Оторванное от ж и з ни, от круга понятий и интересов детей, схоластическое обучение не могло пробудить у них желания учиться. Дети посещали школу неохотно, выполняли задания по принуждению. Монах Петр Поликин, которому было по ручено преподавание в школе, весною 1902 года писал, что ребята ленивы и непослушны, «одному с тремя отде лениями учить очень трудно, тем более, что в настоящее время запрещено наказывать детей за неисправности и шалости». Учение без розги шло плохо. Заботясь почти исключительно о религиозно-нравст венном воспитании, школа из года в год давала низкую успеваемость по русскому языку и арифметике. Предсе датель Архангельского епархиального училищного сове та А. Орлов отмечал: «Баркинская школа... помещается в крайне холодной, сырой и угарной квартире и по успе хам причислена к разряду слабых школ». В связи с открытием в 1907 году министерского учи лища монастырская школа в Баркине стала обучать только детей «инородцев» — саамов, коми, финнов и дру гих. Число учащихся не превышало 8— 13. Что касается остальных церковноприходских школ, то большинство из них работали еще хуже, чем Баркин ская. Исключение составляли лишь те, где вместо цер ковнослужителей русский язык и арифметику препода вали наемные учителя. В ряде церковноприходских школ занятия вели вы пускницы Архангельского епархиального женского ше стиклассного училища. Почти все они происходили из низшего духовенства, не имели средств к жизни и, полу чив по окончании училища аттестат «домашней учитель ницы», охотно шли работать в сельские начальные школы. По отзыву инспекторов, это были «наиболее 461
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz