Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

свой христианский долг... Чрез грамотность и воспитание их детей, обучающихся в школе христианской нравствен­ ности, вере и благочестию, молодое поколение будет уже более своих родителей... верными слугами царю и оте­ честву и добрыми чадами, послушными матери своей — церкви божией, в чем и состоит вся радостная надежда школы». Занятия с учащимися велись без соблюдения элемен­ тарных методических требований. Детей заставляли з а ­ учивать малопонятные им тексты — молитвы, церковные песнопения, «ответы» из катехизиса. Оторванное от ж и з ­ ни, от круга понятий и интересов детей, схоластическое обучение не могло пробудить у них желания учиться. Дети посещали школу неохотно, выполняли задания по принуждению. Монах Петр Поликин, которому было по­ ручено преподавание в школе, весною 1902 года писал, что ребята ленивы и непослушны, «одному с тремя отде­ лениями учить очень трудно, тем более, что в настоящее время запрещено наказывать детей за неисправности и шалости». Учение без розги шло плохо. Заботясь почти исключительно о религиозно-нравст­ венном воспитании, школа из года в год давала низкую успеваемость по русскому языку и арифметике. Предсе­ датель Архангельского епархиального училищного сове­ та А. Орлов отмечал: «Баркинская школа... помещается в крайне холодной, сырой и угарной квартире и по успе­ хам причислена к разряду слабых школ». В связи с открытием в 1907 году министерского учи­ лища монастырская школа в Баркине стала обучать только детей «инородцев» — саамов, коми, финнов и дру ­ гих. Число учащихся не превышало 8— 13. Что касается остальных церковноприходских школ, то большинство из них работали еще хуже, чем Баркин ­ ская. Исключение составляли лишь те, где вместо цер­ ковнослужителей русский язык и арифметику препода­ вали наемные учителя. В ряде церковноприходских школ занятия вели вы­ пускницы Архангельского епархиального женского ше­ стиклассного училища. Почти все они происходили из низшего духовенства, не имели средств к жизни и, полу­ чив по окончании училища аттестат «домашней учитель­ ницы», охотно шли работать в сельские начальные школы. По отзыву инспекторов, это были «наиболее 461

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz