Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Таким образом, эпоха капитализма ознаменовалась значительными сдвигами в области школьного образо ­ вания. Но успехи культуры нельзя оценивать в отрыве от хода развития и достижений мировой цивилизации. В соседнем Финмаркеие, как и во всей Норвегии, еще в середине XIX столетня существовало всеобщее о б я з а ­ тельное начальное обучение. В Архангельской губернии по проекту расширения школьной сети, составленному в 1914 году, достижение этой цели намечалось лишь па 1925 год. Накануне Февральской революции половина детей в возрасте 8— 11 лет оставалась в Кольском крае без обучения. Явное неблагополучие с образованием народа ц а р ­ ские правители объясняли тем, что Россия бедна и не имеет возможности выделять больше средств на нужды просвещения. Да, писал В. И. Ленин в 1913 году, «Рос­ сия бедна, когда речь идет о жалованье народным учи­ телям. Им платят жалкие гроши. Народные учителя го­ лодают и мерзнут в нетопленных и почти нежилых из­ бах... За то Россия очень «богата» расходами... на поли­ цию, на войско, на... десятитысячные жалованья поме­ щикам, дослужившимся до «высоких» чинов... Россия очень богата, чтобы кидать миллионы и десятки милли­ онов на дворян-тунеядцев, на военные авантюры, на по­ дачки сахарозаводчикам и нефтяным королям и тому подобное». 73% населения в возрасте 9 лет и старше я в ­ лялись неграмотными. «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были о г р а б л е н ы в смыс­ ле образования, света и знания, — такой страны в Евро пе не осталось ни одной, кроме России» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 127— 130). Учреждая школы, господствующие Учебно-воспитательная классь1 России стремились не к про- работа школ ' 1 свещению трудящихся, а к затемне­ нию их политического сознания, к насаждению религиоз­ ных и монархических воззрений, к воспитанию в духе покорности и чинопочитания. Учебные заведения, пред­ назначенные для простого народа, давали низкий уро­ вень грамотности, формировали у учащихся превратные представления об окружающем мире и общественной жизни. 458

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz