Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
неподходящими для раздачи их служилым людям. По этому дворянских поместий на Севере не было. Феодала ми здесь являлись монастыри. Монастыри — это общины людей одного пола, уеди нившихся для «благочестивой» жизни, решивших строго соблюдать предписания церкви. Поступая в монахи, люди давали обещание жить в бедности, послушании и безбрачии. Они уходили из семьи, принимали новое имя, надевали особую одежду и посвящали себя «служению богу», то есть много време ни проводили в молитве, ограничивали себя в питании, занимались «богоугодными» делами — строили храмы, проповедовали христианскую религию и т. п. Согласно учению церкви, таким путем можно было «спасти ду шу» — обрести вечное блаженство в загробном мире, по пасть в рай. Правительство покровительствовало монастырям, давало им всевозможные привилегии и льготы: освобож дало от повинностей, закрепляло за монастырями земли и крестьян, предоставляло самостоятельность в управле нии и суде. Считалось, что молитва монахов — людей, принявших «ангельский лик», — более угодна богу, чем молитва обыкновенных людей — мирян. Многие богатые и знат ные лица, включая самого царя, давали монастырям щедрые вклады: земли, деньги, различные ценности — с тем чтобы монахи молили бога и «за здравие» вклад чиков, и «за упокой» их души после смерти. Некоторым монастырям из государственной казны регулярно выдавалось денежное жалованье — руга. Все это позволяло монахам жить безбедно, в сытости и довольстве. В монастыри шли самые разные люди — от князей и бояр до холопов и бродяг. Одни — чтобы постом и мо литвой искупить свои грехи; другие — чтобы не платить податей, жить более спокойно и обеспеченно; третьи — чтобы сделать карьеру, получить высокую духовную дол жность; четвертые — чтобы избежать наказания. Монастыри являлись прибежищем для преступников. Один из современников (Г. Штаден) писал: «Если кто разбойничал, убивал и грабил, а потом с добром и день гами бежал в монастырь, то в монастыре был он свобо ден от преследования». Считалось, что злодей, постриг 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz