Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

саждение школ — вот единственное... средство к подня­ тию промысловой производительности Мурмана. Откры­ вая везде, где только возможно, училища, не стесняясь малолюдством поселков, можно за десять лет сделать то, чего другими средствами совсем невозможно достиг­ нуть... Школа, и только одна школа, поднимет населе­ ние до стремления коренным образом изменить бытовые условия: лопарей она заставит переменить полукочевой образ жизни на более оседлый, вести более рационально оленеводство и промыслы, устроить по-человечески свое жилье, у колонистов-промышленников школа возбудит желание изведать новые пути в морских промыслах...» Однако осуществить эти благие намерения в услови­ ях буржуазно-помещичьего строя оказалось делом непо­ сильным. Денежных средств на строительство школ пр а ­ вительство отпускало очень мало. Пришлось, по словам А. А. Мухина, «возложить на местные сельские общества тяжелую денежную повинность по найму помещения для классов и квартиры для учащих с отоплением, освеще­ нием и уборкой». В 1907— 1910 годах открылись сельские училища в Уре, Земляной, Нотозере, Цып-Наволоке и Чалмозере. При четырех училищах на Мурмане (Териберском, Ур- ском, Землянском и Баркинском) были устроены интер­ наты (общежития), в которых дети из дальних колоний (всего 28 человек) получали кров и пищу. В отчете о состоянии народного образования в Алек­ сандровском уезде, составленном в 1910 году, отмеча­ лось, что школу посещали 334 мальчика и 197 девочек, итого — 531 учащийся, или 48,6% детей школьного воз­ раста. Д л я всеобщего обучения детей, кроме существо­ вавших 23 школ, требовалось еще 34 школы. Наспех организованные сельские училища были ли ­ шены самых элементарных условий для работы. Из-за отсутствия печей занятия в Баркинекой школе зимою про­ ходили при температуре 3 градуса холода. Вместо парт использовались не соответствовавшие росту детей столы и скамьи. Цыпнаволокское училище поместили в пустовавшее каменное здание бывшей тюрьмы. Тери- берский учитель И. Юсов 27 января 1910 года писал: «Учеников у меня 30 человек, а помещение небольшое, поэтому в классе очень тесно и душно... Занятия всегда приходится кончать с больной головой...» 455

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz