Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
кие периоды можно судить по следующему факту. Осенью 1906 года близ Колы остановились эскадренные броненосцы «Цесаревич» и «Слава» и крейсер первого ранга «Богатырь». Некоторые участники плавания ре шили послать домой письма. Кольский почтмейстер пре дупредил моряков, что «письма придут по назначению не раньше как через два месяца». Действительно, сдан ные 19 сентября, они были отправлены из Колы 21 нояб ря и пришли в Петербург 6 декабря. Самым важным сдвигом в развитии связи явилось проведение телеграфа и телефона. В 1895 году началось сооружение телеграфной линии от Кеми до Ворьемы (норвежская граница). Работы ве лись под руководством инженеров Новицкого, Менде леева и Симановича. В октябре 1896 года открылись телеграфные станции в Ковде, Коле, Екатерининской гавани, Вайда-Губе и Пе- ченге. В 1901 году были построены телефонные станции в Титовке, Западной Лице, Ура-Губе, Средней Губе и Малом Оленьем. В 1902 году началось строительство телеграфной линии вдоль Мурманского берега от города Александровска до Восточной Лицы. В 1906— 1907 годах ее продолжили до села Поноя. Другая телеграфная ли ния соединила Кузомень с Кандалакшей. К 1913 году телеграфные конторы и отделения су ществовали в 13 населенных пунктах Кольского края. Колонизация £ сеРеД ™ ы 90-х годов XIX века на Мурманского побережья Мурмане наступает период повы шенной деловой активности. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, посе тив в 1895 году Кольский полуостров, в своей книге «Русский Север» (1897 г.) писал: «Мы заметили необы чайный подъем духа на Мурмане. Кроме удачного про мысла, весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по берегам Мурманского побережья, о том, что в будущем году пароходы из Архангельска будут ходить еженедельно, а не в две недели раз, как теперь, и что по западной стороне Мурманского берега будет ходить особый местный пароход, в значительной мере возбуди ла энергию и предприимчивость как промышленников, так и торговцев. В Териберке, например, купец Мерзлю- тин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, соляной склад на 100 000 пудов соли, склад 413
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz