Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

кие периоды можно судить по следующему факту. Осенью 1906 года близ Колы остановились эскадренные броненосцы «Цесаревич» и «Слава» и крейсер первого ранга «Богатырь». Некоторые участники плавания ре ­ шили послать домой письма. Кольский почтмейстер пре­ дупредил моряков, что «письма придут по назначению не раньше как через два месяца». Действительно, сдан­ ные 19 сентября, они были отправлены из Колы 21 нояб­ ря и пришли в Петербург 6 декабря. Самым важным сдвигом в развитии связи явилось проведение телеграфа и телефона. В 1895 году началось сооружение телеграфной линии от Кеми до Ворьемы (норвежская граница). Работы ве­ лись под руководством инженеров Новицкого, Менде­ леева и Симановича. В октябре 1896 года открылись телеграфные станции в Ковде, Коле, Екатерининской гавани, Вайда-Губе и Пе- ченге. В 1901 году были построены телефонные станции в Титовке, Западной Лице, Ура-Губе, Средней Губе и Малом Оленьем. В 1902 году началось строительство телеграфной линии вдоль Мурманского берега от города Александровска до Восточной Лицы. В 1906— 1907 годах ее продолжили до села Поноя. Другая телеграфная ли­ ния соединила Кузомень с Кандалакшей. К 1913 году телеграфные конторы и отделения су­ ществовали в 13 населенных пунктах Кольского края. Колонизация £ сеРеД ™ ы 90-х годов XIX века на Мурманского побережья Мурмане наступает период повы­ шенной деловой активности. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, посе­ тив в 1895 году Кольский полуостров, в своей книге «Русский Север» (1897 г.) писал: «Мы заметили необы­ чайный подъем духа на Мурмане. Кроме удачного про­ мысла, весть об устройстве телеграфа, об устройстве маяков по берегам Мурманского побережья, о том, что в будущем году пароходы из Архангельска будут ходить еженедельно, а не в две недели раз, как теперь, и что по западной стороне Мурманского берега будет ходить особый местный пароход, в значительной мере возбуди­ ла энергию и предприимчивость как промышленников, так и торговцев. В Териберке, например, купец Мерзлю- тин строит особую пристань, к которой могут приставать пароходы, соляной склад на 100 000 пудов соли, склад 413

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz