Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Каюты I и II классов вследствие дороговизны были недоступны для трудящихся. Большинство поморов ску чивалось на палубе и в трюмном помещении. Житель села Сороки Е. Г. Васильев, выступая на съезде рыбопромышленников Севера в декабре 1913 го да с объяснением причин упадка промыслов на Мур мане, говорил: «Промышленники, едущие на Мурман, пе реносят ужасные бедствия в пути на пароходах Мур манского общества... Палуба завалена подчас бочками, а на бочках под открытым небом в холод и непогоду ютится промышленный люд, не смея подчас и уснуть, д а бы океанская волна не смыла его за борт. Такие усло вия отбивают охоту от Мурмана и заставляют довольст воваться скромным домашним заработком». На южном побережье Кольского полуострова рейсо вые пароходы не заходили в Тетрино, Чапому, Пялицу и некоторые другие пункты. Чтобы сесть на пароход, жи телям этих селений нужно было сначала добраться до Кузомени. Еще хуже обстояло дело с сухопутным транспортом. На «почтовом тракте» между Кандалакшей и Колой существовало 6 дорожных станций (Зашеечная, Эко- стровская, Вороньеозерская, Раснаволокская, Масельг- ская и Кицкая) с 8 казенными избами для отдыха про езжающих. Кроме печки, в этих станционных помеще ниях обычно ничего не было. Крыши протекали, в сте нах между бревнами зияли щели. Три четверти пути от Кандалакши до Колы приходилось на водные участки (по озеру Имандра, Колозеру и разным рекам и прото кам), а остальное расстояние (около 61 версты) — на «тайболы» (пешеходные тропы между водоемами). Кое-где тайболы походили на проселочную дорогу, камни были убраны и сложены вдоль пути в виде цепоч ки, на болотистых местах устроены мостки наподобие тротуара в 4 пластины с двумя круглыми бревнами по бокам. Но на большей части пути дороги в подлинном значении этого слова не существовало — имелась лишь едва заметная тропинка, которая вилась по каменистым склонам поросших кустарником и мелким лесом сопок или небольших возвышенностей. Зимою передвижение по кольскому «тракту» осу ществлялось на оленьих упряжках, а в остальное время года — на лодках и пешком. 410
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz