Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

ного Ледовитого океана от островов Вардё до Белого моря», составленная Н. В. Морозовым. Благодаря всему этому безопасность морских пла ­ ваний вдоль побережья Мурмана значительно повы­ силась. Одновременно росло число пароходов и объем пере­ возок на них. З а период с 1895 по 1914 год Архангель- ско-Мурманское срочное пароходство приобрело в Анг­ лии 12 новых грузо-пассажирских и 2 грузовых паровых судна. Если в 1897 году стоимость всех 10 пароходов, имевшихся у Товарищества, составляла 1 068 468 рублей, то в 1914 году 16 пароходов, находившихся в строю, оце­ нивались в 2 285 670 рублей. Пробег судов со 123,7 ты­ сячи километров в 1896 году увеличился до 233,4 тысячи километров в 1914 году (вместо 146,8 тысячи по у ст а ­ ву). Валовая выручка от срочных рейсов поднялась со 108 тысяч рублей в 1897 году до 285 тысяч в 1913 году и от несрочных рейсов — с 63 тысяч рублей в 1897 году до 304 тысяч в 1913 году. Кроме Архангельско-Мурманского срочного паро­ ходства, 63% акций которого принадлежало государст­ ву, на Севере существовало частное пароходное пред­ приятие капиталиста Буркова, перевозившее грузы и пас­ сажиров между теми пунктами, где возникала сезонная потребность. Постройка железной дороги Вологда—Архангельск и расширение деятельности срочного пароходства учиты­ вали интересы российской буржуазии. Нужды трудово­ го населения по-прежнему игнорировались. В офици­ альном отчете о состоянии Александровского уезда за 1911 год отмечалось, что срочное пароходство, которому «правительство выплачивает громадные деньги, оз або ­ чено лишь тем, чтобы совершить своевременно опреде­ ленное число рейсов, и нисколько не заботится об удобствах пассажиров, с которыми обращаются не всег­ да вежливо... Каюты для простых промышленников и небогатых людей тесны, до чрезвычайности душны... В таких помещениях бедные женщины с грудными деть­ ми едут вместе с пьяными мужиками... Песни, гармони­ ка, брань сливаются в один гул с плачем детей, а т аб ач ­ ный дым стоит столбом...»; простых пассажиров в с т а ­ новищах Мурмана «на берег не свозят, а предлагают им попадать туда как угодно». 409

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz