Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

совершать каждый год на мурманской линии по 27 ежене­ дельных рейсов (вместо 13 рейсов через каждые 16 дней) и на кандалакшской линии — по 20 еженедельных рей­ сов (вместо 10 рейсов через каждые 11 дней). Навигация вдоль Мурманского побережья должна была длиться с середины марта до середины сентября, причем парохо­ дам следовало заходить во все становища. Товарищество приобрело, в дополнение к прежним, несколько новых судов, в том числе для мурманской ли ­ нии — пароход «Император Николай II» водоизмещени­ ем 975 тонн и со скоростью хода в 12 узлов (более 22 ки­ лометров в час), для кандалакшской линии — пароход «Великая княгиня Ксения» водоизмещением 450 тонн и для плавания по Варангерскому заливу — пароход «Преподобный Трифон» водоизмещением 130 тонн. Команды судов были укомплектованы опытными моря- ками-поморами. Начиная с 1903 года, Товарищество стало осущест­ влять перевозку промышленников сразу после открытия навигации из селений Западного Беломорья прямо на Мурман (без захода в Архангельск). В феврале 1904 года Государственный совет на зна ­ чил пароходству дополнительную субсидию (снача­ ла 17 000, а с 1909 года — 19 000 рублей) на организа­ цию 5 зимних рейсов на линии Восточная Лица — Вардё. Весною и осенью (а с 1912 года —- и летом) Архангель­ ско-Мурманское срочное пароходство совершало рейсы с Мурмана в Петербург и обратно. Были приняты меры к улучшению условий судоход­ ства вдоль берегов Діурмана. В 1896 году построены маяки Вайдагубский, Цыпнаволокский, Харловский, Го­ родецкий и Териберский (с пневматической сиреной). В 1900 году поставлены маячные огни у входа в Коль­ ский залив: на мысе Сеть-Наволок, острове Седловатом и на мысе Палогубском. В 1909 году устроены малые маячные огни у входа в Екатерининскую гавань, в Киль- динском проливе, в становище Восточная Лица, при входе в Печенгскую губу, у Под-Пахты и Рынды. Всего в 1911 году на Мурманском побережье имелось 15 м а я ­ ков и 46 береговых знаков и башен. Маяки действовали в течение 9 месяцев в году, с середины июля до середи­ ны апреля. В 1901 году было издано новое пособие для судоводителей — «Лоция Мурманского берега Север­ 408

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz