Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

гельск и другие беломорские порты. Что касается мено­ вой торговли поморов, то она по характеру своему могла вестись только в Норвегии, а не в Александровске, так как в летнее время нельзя было доставлять свежую ры­ бу за сотни верст от промысла, да и сам обмен рыбы на муку не обещал норвежцам выгоды. Вместе с тем Александрова^ не имел никаких удобств для колонизации. Екатерининскую гавань окружала го­ ристая тундра. Поблизости не было ни леса, ни покосов, ни промысловых угодий. Лов трески и прочей морской рыбы мог производиться не ближе чем в 15 верстах. Крутые, почти отвесные берега гавани, высотою в 25 и более метров, затрудняли подход к воде и вытаскива­ ние промысловых судов на сушу. Кроме двух-трех небольших площадок и болотистой котловины, мест для поселения новых колонистов не имелось. По условиям жизни Кола была лучше Александров- ска, и некоторые из колян, записавшиеся в колонисты города Александровска, вскоре вернули пособия и воз­ вратились на прежние места. Отсутствие благоприятных возможностей для веде­ ния торговли и промыслов определило медленный рост города. На 1 января 1903 года в нем числилось 314 ж и ­ телей, а на 1 января 1914 года — 627, жилых домов — 92. В 1895 году истекал срок договора, Развитие п0 КОХОпОМу Товарищество Архан- транспорта и связи лд гельско-Мурманского срочного па­ роходства получало субсидию от государства. В связи с этим в адрес правительства поступило несколько хода ­ тайств о продлении и расширении деятельности паро­ ходства. Архангельский губернатор А. П. Энгельгардт, обращаясь в Государственный совет, писал, что паро ­ ходное сообщение стало таким фактором в жизни Севе­ ра, без которого уже невозможно обойтись. Если бы оно вдруг на некоторое время прекратилось, то произошло бы «потрясение экономического быта» десятков тысяч жителей Поморья, благосостояние которых всецело з а ­ висит от мурманских и других морских промыслов. 15 мая 1895 года был подписан новый договор сро­ ком на 20 лет. Правительство увеличило размер субси­ дии с 55 ООО до 227 464 рублей в год, повысив плату за пробег пароходов на 115%. Товарищество Архангель- ско-Мѵрманекого срочного пароходства обязалось 407

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz