Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Как только выяснилось, что проект создания военно- морской базы на Мурмане не нашел поддержки у пра ­ вительства Николая II, С. Ю. Витте внес в Государст­ венный совет предложение о постройке в Екатеринин­ ской гавани торгового порта. Кола, указывал он, нахо­ дится слишком далеко от океана; зимою доступ к ней с моря закрыт льдами, а в остальное время подходу и стоянке крупных судов мешает мелководье и обсыха­ ние берега во время отлива. «Вследствие этого, — писал Витте, — органы власти не могут иметь надлежащего надзора за промысловой деятельностью побережья, а рыбопромышленники не всегда имеют возможность попадать по своим надобностям в Колу... Поэтому, в ви­ дах правильного развития нашей торговли на Севере и ослабления ее зависимости от иностранных купцов, следует безотлагательно приступить к устройству на Мурманском берегу удобного для стоянки судов ком ­ мерческого порта, который вместе с тем служил бы и административным центром». Витте надеялся, что с постройкой портовых сооруже­ ний, складов, мастерских и прочего «явятся лица, ж е ­ лающие основаться в новом селении, и оно будет посто­ янно заселяться и застраиваться». Чтобы усилить при­ ток колонистов, Витте просил правительство «взять на себя инициативу в деле сооружения на казенный счет в Екатерининской гавани частных домов, которые на известных льготных условиях, по пониженной стоимости, передавались бы в собственность благонадежным лицам из русских поданных» и в частности — переселенцам из города Колы, из которой он предлагал перевести в Е к а ­ терининскую гавань не только административные учреж­ дения, но и больницу, почту и школу. В заключение Витте выражал уверенность, что по­ стройка коммерческого порта и административного центра «окажет весьма существенное влияние» на «р а з ­ витие и процветание... этой важной окраины Российской империи». Государственный совет одобрил предложения Витте, после чего, 8 апреля 1896 года, Николай II распорядился ассигновать на строительство порта и города 400 ООО руб­ лей, из которых 150 000 рублей — на текущий, 1896 год. Руководство работами было возложено на строитель­ ный отдел Архангельского губернского правления, 401

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz