Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

В июне 1902 года Николай II распорядился присту­ пить в 1903 году к строительству железной дороги от Петербурга до Петрозаводска, причем выразил «твер­ дую волю» продолжить эту линию далее на север вплоть до Баренцева моря, чтобы завершить «великий путь Рос­ сии от океана к океану — от Владивостока и Порт-Арту- ра до Архангельска и Мурмана». Повелено было для этой цели включить в смету государственных расходов на 1903 и 1904 годы кредит на 6 000 000 рублей. Но начавшаяся вскоре война с Японией, а затем — революция 1905— 1907 годов поставили царизм на грань финансового банкротства. Столпам реакционного режи ­ ма было уже не до железной дороги — шатались самые основы самодержавия. Государственные деньги тра ти ­ лись па захватническую войну и на борьбу с собствен­ ным народом (на посылку карательных экспедиций, тюрьмы и т. п .) . Средства, ассигнованные на строительство железной дороги в Карелию, были обращены «на военные нужды». К прокладке железной дороги до Петрозаводска присту­ пили лишь за шесть дней до начала первой мировой войны. Таким образом, вопрос о сооружении железной доро ­ ги на Мурман за двадцать лет практически не сдвинул­ ся с места, если не считать поверхностного изучения трассы от Кандалакши до Колы, которое по поручению министерства финансов провел летом 1894 года ин­ женер Б. А. Риппас. _ Вместе с тем царское правительст- Основание г 1 города Александровска боялось ослабления «русского влияния» на Мурмане и не могло не считаться с требованиями торгово-промышленных кругов, заинтересованных в облегчении условий эксплуа­ тации богатств Севера. Оно запретило принимать в колонии Мурмана выход­ цев из Норвегии и Финляндии. Главный морской штаб для защиты российских т е р ­ риториальных вод от вторжения иностранных промысло­ вых судов стал посылать к берегам Мурмана военный крейсер (в 1893 году — «Наездник», в 1894 году — «Вестник», в 1895 году — «Джигит», в 1896 году — «Самоед», а с 1897 года — транспортное судно под воен­ ным флагом «Бакан»), 400

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz