Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
родных гаванях, которые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей п рифов нет; благодаря теплому экваториальному течению климат Мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии берег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском Финмаркене.... Учитывая близость Мурманского берега к Западной Европе, нельзя не доро жить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства...» Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торго вые связи с Западной Европой. «При отсутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государствен ные надобности (не говоря уже про военное, но даже п в мирное время) могут оставаться неудовлетворенны ми; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Доводы представителя министерства финансов не убедили других членов Комиссии, которые считали, что сооружение железной дороги на Мурман имело бы смысл только в том случае, если бы правительство при няло решение о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решен положительно, то Комиссия признала более важным для государства приступить к строительству железной дороги от Вологды к Архан гельску (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь— Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Уралом и Сибирью (закончена постройкой в 1899 году). Однако на имя царя поступали ходатайства и проек ты, в которых обосновывалась необходимость проведе ния железной дороги в Карелию и далее — до Мурман ского побережья. Об этом просили петербургская город ская дума, олонецкое и петербургское земства. Архан гельский губернатор А. П. Энгельгардт в своих «всепод даннейших отчетах и представлениях» неоднократно ук а зывал, что строительство железной дороги на Мурман является «делом первостепенной государственной в аж ности» и что «только с проведением рельсового пути с от крытого Северного океана до Петербурга Мурман полу чит подобающее ему экономическое и политическое зн а чение». 399
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz