Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

родных гаванях, которые лежат у открытого океана и всю зиму не замерзают. Берега Мурмана приглубы, мелей п рифов нет; благодаря теплому экваториальному течению климат Мурманского побережья сравнительно мягок; на всем протяжении от Иокангских островов до границы Норвегии берег зимою чист ото льда... Условия для оседлой жизни на Мурмане не менее благоприятны, чем в норвежском Финмаркене.... Учитывая близость Мурманского берега к Западной Европе, нельзя не доро­ жить теми исключительными выгодами, которые он представляет для удовлетворения потребностей нашего мореходства...» Прокладка рельсового пути на Мурман позволила бы России поддерживать круглый год торго­ вые связи с Западной Европой. «При отсутствии такого пути, — продолжал Романов, — многие государствен­ ные надобности (не говоря уже про военное, но даже п в мирное время) могут оставаться неудовлетворенны­ ми; напротив, наличность такого пути может обеспечить России весьма существенные выгоды». Доводы представителя министерства финансов не убедили других членов Комиссии, которые считали, что сооружение железной дороги на Мурман имело бы смысл только в том случае, если бы правительство при­ няло решение о постройке там военного порта. Но так как этот вопрос не был решен положительно, то Комиссия признала более важным для государства приступить к строительству железной дороги от Вологды к Архан­ гельску (вступила в строй в 1898 году) и линии Пермь— Котлас, соединившей бассейн Северной Двины с Уралом и Сибирью (закончена постройкой в 1899 году). Однако на имя царя поступали ходатайства и проек­ ты, в которых обосновывалась необходимость проведе­ ния железной дороги в Карелию и далее — до Мурман ­ ского побережья. Об этом просили петербургская город­ ская дума, олонецкое и петербургское земства. Архан­ гельский губернатор А. П. Энгельгардт в своих «всепод­ даннейших отчетах и представлениях» неоднократно ук а ­ зывал, что строительство железной дороги на Мурман является «делом первостепенной государственной в аж ­ ности» и что «только с проведением рельсового пути с от­ крытого Северного океана до Петербурга Мурман полу­ чит подобающее ему экономическое и политическое зн а ­ чение». 399

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz