Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Начинать же с устройства военного порта — рискованно и преждевременно». Между тем внимание правительства все более и бо лее привлекали события на Дальнем Востоке. В 1894 го ду Япония напала на Китай и захватила ключевые пози ции в Корее и Шаньдуне. Царская Россия увидела в этом угрозу своим интересам и стала противодействовать закреплению Японии на материке. Обострение противоречий на Дальнем Востоке ото двинуло на задний план вопрос о постройке военного порта на Мурманском побережье. «Для нас, — писал 20 декабря 1896 года контр-адмирал А. К- Сиденснер, ко торому было поручено изучить возможности строительст ва порта на Мурмане, — представляется вопросом пер вейшей необходимости упрочить наше положение на Тихом океане, где у нас до сих пор не имеется достаточ но военно-морских сил и вполне устроенного для них порта. При таких условиях едва ли есть основание и воз можность отделять для Мурманского берега имеемые у нас суда и средства, а тем более создавать новый, чет вертый флот, с портом и крепостью для него на Мур мане». В декабре 1897 года русские военные корабли при шли на зимовку в Порт-Артур, а в марте 1898 года Рос сия получила Южный Ляодун в долгосрочную аренду. Сотни миллионов рублей государственных средств были ассигнованы на сооружение военно-морской базы в Порт-Артуре и на строительство железных дорог на территории Китая. От планов создания военного порта на Мурмане пришлось отказаться. Не настаивал на осу ществлении их и сам Витте, являвшийся одним из вдох новителей и проводников дальневосточной политики царизма. Вопрос о проведении железной дороги на Мурман рассматривался в 1894 году в Комиссии, которую воз главлял товарищ министра путей сообщения генерал- лейтенант Петров. Представитель министерства финансов П. М. Рома нов, сопровождавший Витте в его поездке на Север, у к а зывал на исключительно выгодное положение Мурмана, который с постройкой железной дороги может играть важную роль в жизни государства. «Значение Мурма на, — заявлял он, — заключается в его прекрасных при- 398
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz