Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Простодушные, доверчивые, почти сплошь неграмот ные, саамы часто становились жертвой обмана всяких мошенников. В погост нередко являлись неизвестные лю ди, показывали бумагу с печатью и требовали уплаты податей. Были случаи, когда одни и те же подати соби рали разные чиновники 2—3 раза в год. На почто вых станциях вместо подорожных показывали какую-ни будь бумагу с царским гербом и требовали для себя подвод. За счет саамов обогащались т акже волостные власти, ведавшие раскладкой податей и расходованием мирских сумм. Помимо присвоения общественных денег, они бр а ли подачки от богачей за оформление выгодных догово ров на аренду саамских угодий и другие сделки. В 1873 году коляне рассказывали Немировичу-Данченко о писаре Кольско-Лопарской волости А. Иванове, что он приехал к ним «нищим, а теперь у него сундуки ломятся да шхуна своя, дом в Коле выстроил, ну и капитал есть». Представители власти обращались с саамами бесце ремонно, помыкали ими как хотели. А. Ефименко рас сказывает о таком факте. Однажды к саамам приехал лесничий. Саамы спросили его, «какой он начальник». Гот объяснил. «А ты больше ли нашего писаря?» -— до пытывались саамы. «Гораздо больше», — отвечал при езжий. Прошло несколько дней. Чиновник занимался своими делами и никого не обижал. Саамы недоумевали. «Что это за большой начальник? — говорили они. — Совсем не дерется! Вот писарь как приедет, т ак всех бьет... А этот никого и не ударил!» Несколько раз в году саамские погосты посещал при ходский священник, который в местной часовне испове довал и причащал саамов, а т акже совершал обряды бракосочетания и крестил детей. Одновременно духовные пастыри вели проповеди, наставляли саамов «на путь истины». Они учили их постоянно заботиться о «спасе нии души», неукоснительно соблюдать предписания церк ви. Между тем сами священники нередко находились в Лапландии только потому, что были присланы в этот отдаленный край в наказание «за противоканонические поступки и безнравственную жизнь». Некоторые из них относились к саамам с открытым пренебрежением. «Ло пари — народ, тепериче, грязный... невежественный, — т в о р и л Немировичу-Данченко ловозерский священник 373
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz