Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Саамы облагались теми же налогами, что и русские крестьяне Кольского уезда. Небольшие отличия в общей сумме податей проистекали, главным образом, от неоди наковости местных условий и расходов на отбывание на туральных повинностей. Так, в 1872 году печенгские саамы платили всех поборов по 4 рубля 50 копеек «с ду ши», а ловозерские -— по 5 рублей 46V 2 копейки (но при исчислении размера мирских сборов не учитывались «души» моложе 15 лет). Чтобы добыть средства для уплаты налогов, саамы сдавали наиболее ценные угодья — семужьи тони и ме ста для устройства заборов -— в аренду богачам, кото рые и вносили за саамов все лежавшие на них взыска ния и платежи. Остальные угодья — реки, ручьи, озерные тони и лес ные ухожья (места ловли птиц и зверей) — были разде лены между саамами и находились в постоянном, н а следственном пользовании отдельных семейств («ро дов»), Каждое семейство могло закрепленное за ним угодье отдать в аренду, не спрашивая согласия общест ва, и д аже продать. Среди саамов имелись владельцы крупных стад оле ней и значительных денежных сумм (Кобелев, Бархатов, Логинов, Дмитриев, Матрехин и др.) и в то же время было большое число саамов-бедняков, которые систе матически нанимались к мурманским рыбопромыш ленникам на лов трески, перевозку грузов на оленях, заготовку лесных материалов, то есть в значительной мере существовали за счет продажи своей рабочей силы. Однако полного обнищания и разорения саамов поч ти не наблюдалось. Объяснялось это тем, что саамы, жившие в погостах, д аже в эпоху развитого капитализма сохраняли в своем быту многие остатки родовых отно шений. Несмотря на то, что имущественное расслоение среди саамов зашло очень далеко, отношения между богатыми и бедными носили патриархальный характер. «Лопарь, — писал Немирович-Данченко, —- никогда не отказывает в помощи бедным родственникам... Если лопарь разорится дотла, то спокойно идет в тупу к сво ему дяде, брату, куму, шурину и поселяется в ней совер шенно равноправным членом». Этнограф Н. Н. Харузин, автор известной монографии «Русские лопари» (1890 г.), 369
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz