Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
у Г. Ф. Гёбеля китобойный пароход «Эмма» и обзаве лась паровым буксиром «Владимир» для транспорти ровки китов, чтобы не отвлекать остальные суда от про мысла. Компания держа ла 109 рабочих, из них 50 — при заводе. Всего в предприятие было вложено свыше полу миллиона рублей. Ему пророчили «блестящую будущ ность». Для осмотра завода на Мурман приезжал сам «августейший» патрон великий князь Владимир, в честь которого становище Еретики было переименовано в Порт-Владимир. Но действительность опрокинула все расчеты и на дежды учредителей компании. В 1884 году двумя кораб лями было добыто 17 китов, в 1885 году тремя кор а бл я ми — 40, в 1886 году — 20, в 1887 году предприятие без действовало, а в 1888 году убили только 8 китов, тогда как норвежцы на 30 судах добыли 1314 китов. В резуль тате неумелой организации промысла и больших адми нистративных расходов компания за пять лет своей дея тельности понесла около 500 тысяч рублей убытка. К концу 80-х годов число крупных китов у берегов Мурмана заметно сократилось. Перспектив на улучше ние дел не было, и компания ликвидировала свое пред приятие, продав за бесценок пароходы и строения нор вежцам. На предприятие Гёбеля покупателя не нашлось, и оно еще долго, забитое досками, стояло безмолвным памятником китобойной горячки, царившей на Мурмане в 80-х годах XIX века. К и т о б о й н ы й п а р о х о д 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz