Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Новое «Товарищество» приобрело четыре парохода, два из которых стали обслуживать мурманскую и Канда­ лакшскую линии. Деятельность Архангельско-Мурманского пароход­ ства была налажена немногим лучше, чем первого паро­ ходства. В пунктах Мурманского побережья рейсовый пароход появлялся один раз в 16 дней, на Терском бере­ гу — один раз в 11 дней (с заходом в Кандалакшу, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень). Помимо грузо-пассажирских перевозок в северных водах, пароходство с 1878 года стало посылать суда с рыбой и другими продуктами промысла в Петербург. Первое время пароходство не приносило его владель ­ цам никаких доходов. Но постепенно финансовые дела «Товарищества» поправились, и с 1883 года оно стало выдавать пайщикам дивиденды (определенную долю прибылей на вложенный капитал ). Старые пароходы заменили новыми, а в 1890 году был приобретен первоклассный пароход «Ломоносов» водоизмещением 900 тонн и скоростью хода 11 узлов (более 20 километров в час). Число пунктов захода су­ дов на мурманской линии возросло с 8 до 18. Были устроены маяки на мысе Орлов и на острове Сосновец, сложены башни у Трех островов и близ устья реки Пу- лонги. В наиболее опасных и пустынных местах побе­ режья построили 8 изб, которые могли служить приютом в случае бедствия или вынужденной остановки судов. В 80-х годах XIX века на Мурмане появились также пароходы частных промышленников-китобоев. В 1886 году кольская администрация для поездок вдоль Мурманского берега «по делам службы» получила казенный 30-сильный пароход «Мурман». Несмотря на все это, транспортные связи продолжали оставаться в неудовлетворительном состоянии. Парохо­ ды курсировали только в период летней навигации — с июня по 16 сентября. Зимних рейсов вдоль Мурман­ ского берега не было. Суда ходили редко. Расписание движения пароходов постоянно нарушалось. Отсутствие телеграфного сообщения не позволяло своевременно из­ вещать население о сроках прибытия парохода. Во время открытия навигации на Белом море, когда поморы спе­ шили на мурманские летние промыслы, судов не хватало. Жители Карельского и Терского побережий могли по- 318

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz