Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
манского срочного пароходства» с акционерным капита лом в 150 тысяч рублей. Правительство согласилось за 12 обязательных рейсов ежегодно выплачивать «Товари ществу» по 30 тысяч рублей. Правление «Товарищества» зак а з ало в Англии, у компании Митчелла, два железных парохода грузо подъемностью до 10—20 тысяч пудов и вместимостью кают I— III классов до 130 пассажиров. Эти суда, полу чившие названия «Великий князь Алексей» и «Качалов», начали движение по линии Архангельск—Вардё в 1871 году и сделали за навигацию по 8 рейсов. Судовым командам приходилось работать в трудных условиях. По всему побережью Кольского полуострова, за исключением маяка, построенного на мысе Святой Нос, не было никаких навигационных знаков. Вви ду отсутствия пристаней суда останавливались в мо ре. Пассажиров, грузы и почту доставляли на берег в лодках. Пароходы, хотя и назывались «срочными», фактиче ски ходили не по расписанию. Во многих становищах они не останавливались вовсе. Систематически рейсовые па роходы заходили только в восемь пунктов: Семь Остро вов, Под-Пахтой (близ Рынды), Шельпино (близ Д а л ь них Зеленцов), Гаврилово, Териберку, Еретики (Порт- Владимир), Корабельную Бухту (около Цып-Наволока) и Вайда-Губу. Несмотря на получение государственной субсидии, пароходство терпело убытки. Д е л а «Товарищества» осо бенно пошатнулись после того, как на подводных скалах у входа в становище Семь Островов разбился пароход «Великий князь Алексей». Вместо него в Англии в 1874 году был куплен новый пароход — «Помор». Од нако предприятие не обещало прибылей, и пайщики, собравшись в Кеми, приняли решение о ликвидации «То варищества». После краха компании за организацию пароходного сообщения на Севере взялся московский капиталист Ф. М. Чижов. В 1875 году было создано акционерное об щество под названием «Товарищество Архангельско- Мурманского срочного пароходства» с капиталом в 308 тысяч рублей. Правительство гарантировало ему на 20 лет ежегодную субсидию в 55 тысяч рублей (по 90 ко пеек за рейсовую версту). ТІ7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz