Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
пароходного сообщения, они получали отказ. Правящие круги России не желали «обременять казну подобными расходами». Так, в 1867 году на просьбу архангельского губернатора об ассигновании 28 тысяч рублей на орга низацию пароходства министр финансов ответил, что он не может дать ход этому делу «по недостаточности средств государственного казначейства». Потребность в пароходном сообщении еще более возросла с началом колонизации Мурманского берега. Заселение его могло быть прочным только при наличии хорошо налаженных путей сообщения с внутренними районами страны. Без этого Мурманский берег, особенно его западная часть, неизбежно стал бы сферой влияния Норвегии, ее экономического господства. В 60-х годах XIX века в высших кругах морского ве домства возникли проекты создания базы для русского флота в незамерзающих водах Крайнего Севера. Это должно было, по мнению некоторых лиц, компенсиро вать ослабление России на юге в результате ограничи тельных статей Парижского трактата (1856 г.), запре тившего России иметь на Черном море военный флот и береговые укрепления. Постройка порта на Мурмане усилила бы позиции России в отношении Англии, Франции и Ш в е ци и 1. Для изучения вопроса о целесообразности устройства порта летом 1870 года на Мурман прибыла военная эскадра в составе крейсеров «Варяг» и «Жемчуг» и шху ны «Секстан». Командовал эскадрой вице-адмирал К. Н. Посьет. Вместе с ним Мурманское побережье осматри вал двадцатилетний сын Александра II Алексей. Вели кого князя сопровождали архангельский губернатор Н. А. Качалов, капиталист М. К. Сидоров и другие д е я тели Севера, которые убедили «августейшего путешест венника» в необходимости государственных ассигнова ний на учреждение пароходства. В сентябре 1870 года торговцы и промышленники Се вера — 31 человек во главе с кольским купцом М. А. Б а зарным — образовали «Товарищество Беломорско-Мур 1 Норвегия до 1905 года, хотя и имела широкую автономию, не была самостоятельной страной. Она находилась под властью Швеции. В 1870 году Швеция заявила о своих притязаниях на Шпиц бергенский архипелаг, что вызвало беспокойство русского прави тельства. 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz