Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

разрешение у кемских властей и получив увольнитель­ ные приговоры от сельских обществ, отправились на Мурман — в Печенгу, Западную Лицу, Ура-Губу, Тери- берку и Гаврилово. Одновременно еще более интенсивный поток пересе­ ленцев устремился на Западный Мурман из Улеаборг- ской губернии (северная часть входившей тогда в состав России Финляндии) и из Северной Норвегии. У ж Освоение рыбных богатств Мурма- пароходства на значительно затруднялось из-за отсутствия дешевых и удобных средств транспорта. Н а промыслах из-за нерегулярности подвоза часто ощущалась нехватка соли, хлеба, снастей и других крайне необходимых припасов, наблюдалось резкое ко­ лебание цен, дороговизна жизни. Рыболовы-летняки вы­ езжали на Мурман, как правило, на судах, принадле­ жавших владельцам станов. Это ставило рабочих в зави ­ симость от хозяев, мешало формированию рынка наем­ ной рабочей силы в районе промыслов. Необходимо было связать Мурманский берег с основ­ ными портами и прибрежными селениями Белого моря (прежде всего — с Архангельском, Кемью, Онегой и Со­ рокой) пароходным сообщением. В обжитых местностях России пароходства возника­ ли как частные предприятия, извлекавшие доход из пере­ возок грузов и пассажиров. Но на Крайнем Севере с его слабой заселенностью, большими расстояниями, тяжелыми условиями навига­ ции, отсутствием причалов, маяков, береговых знаков, надежных лоций организация пароходства не обещала капиталистам высоких прибылей, и никто из них без поддержки государства не хотел браться за это дело. Пароходство могло существовать только при условии выплаты судовладельцам такой ежегодной субсидии, ко­ торая обеспечивала бы им по крайней мере среднюю норму прибыли на вложенный капитал. Купцы и промышленники Севера неоднократно под­ нимали вопрос об учреждении «срочного» (то есть регу­ лярного, в заранее установленные сроки) движения спе­ циальных судов для поездок на Мурман. Однако всякий раз, когда архангельские власти ходатайствовали о пре­ доставлении субсидий капиталистам для организации 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz