Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
разрешение у кемских властей и получив увольнитель ные приговоры от сельских обществ, отправились на Мурман — в Печенгу, Западную Лицу, Ура-Губу, Тери- берку и Гаврилово. Одновременно еще более интенсивный поток пересе ленцев устремился на Западный Мурман из Улеаборг- ской губернии (северная часть входившей тогда в состав России Финляндии) и из Северной Норвегии. У ж Освоение рыбных богатств Мурма- пароходства на значительно затруднялось из-за отсутствия дешевых и удобных средств транспорта. Н а промыслах из-за нерегулярности подвоза часто ощущалась нехватка соли, хлеба, снастей и других крайне необходимых припасов, наблюдалось резкое ко лебание цен, дороговизна жизни. Рыболовы-летняки вы езжали на Мурман, как правило, на судах, принадле жавших владельцам станов. Это ставило рабочих в зави симость от хозяев, мешало формированию рынка наем ной рабочей силы в районе промыслов. Необходимо было связать Мурманский берег с основ ными портами и прибрежными селениями Белого моря (прежде всего — с Архангельском, Кемью, Онегой и Со рокой) пароходным сообщением. В обжитых местностях России пароходства возника ли как частные предприятия, извлекавшие доход из пере возок грузов и пассажиров. Но на Крайнем Севере с его слабой заселенностью, большими расстояниями, тяжелыми условиями навига ции, отсутствием причалов, маяков, береговых знаков, надежных лоций организация пароходства не обещала капиталистам высоких прибылей, и никто из них без поддержки государства не хотел браться за это дело. Пароходство могло существовать только при условии выплаты судовладельцам такой ежегодной субсидии, ко торая обеспечивала бы им по крайней мере среднюю норму прибыли на вложенный капитал. Купцы и промышленники Севера неоднократно под нимали вопрос об учреждении «срочного» (то есть регу лярного, в заранее установленные сроки) движения спе циальных судов для поездок на Мурман. Однако всякий раз, когда архангельские власти ходатайствовали о пре доставлении субсидий капиталистам для организации 315
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz