Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

шнячная артель (4 человека) могла ловить рыбу только в полном составе. Царское правительство гоже считало целесообраз­ ным иметь на Мурмане постоянное население и стреми­ лось привлечь сюда новых промышленников. К этому побуждали его не только финансово-экономические со­ ображения, но и обстоятельства внешнеполитического характера. Вследствие захирения Колы, отсутствия в ней воен­ ных сил и администрации влияние России на Мурман ­ ском берегу резко ослабло. Норвежцы самовольно сели­ лись в пограничной полосе и промышляли рыбу и зверя в русских прибрежных водах. Архангельские власти неоднократно обращали вни­ мание правительства на проникновение иностранцев на Мурман. «Удобнейшие места для ловли трески, — писал губернатор, — находятся на нашем берегу и усердно по­ сещаются норвежскими промышленниками... Тогда как в своих владениях норвежцы установили стройный поря­ док и присутствие сильной власти там весьма ощути­ тельно, на нашей территории господствует анархия, ко­ торою пользуются норвежцы, с каждым годом более и более вторгаясь в наши воды и отбивая у наших про­ мышленников лучшие промысловые места». Здесь нет «никакого управления, и весь Мурманский берег можно считать как бы не принадлежащим никакому государ­ ству»! Норвегия, не знавшая крепостного права, раньше России вступила на путь капиталистического развития и к 60-м годам XIX века достигла значительных успехов в экономике и культуре. В норвежском Финмаркене, который по природно-климатическим условиям почти не отличался от Мурмана, в 1866 году насчитывалось 21 ты­ сяча человек постоянного населения. Небольшой городок Вардё (828 жителей) имел 8 паровых жиротопенны.х заводов и ежегодно продавал 250 тысяч пудов рыбы. Северные районы Норвегии отличались благоустроен­ ностью. В начале 70-х годов в Финмаркене уже были построены удобные пути сообщения (шоссейные и пеше­ ходные дороги), вдоль берега регулярно, два раза в не­ делю, курсировали пароходы, заходя во все промысловые пункты, существовали школы, магазины, телеграф, оте~ ли, банки, страховые общества, газеты, театры, болыш- 312

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz