Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Танаэльв в Северной Норвегии, тогда считавшаяся севе­ ро-западной границей России) и все русское Поморье. Картами постоянно пользовались, и к началу XVII в е ­ ка многие из них истерлись и оборвались по краям. В описи архива Посольского приказа, составленной в 1614 году, отмечается: «В коробье: чертеж Колскомѵ острогу и волостям и Печенскова монастыря землям з датцкими рубежи — ветх, роспался. Чертеж Корель- ские и Лопские земли к Мурманскому морю с каннскими немцы — ветх». В 1627 году была создана огромная карта всего Р о с ­ сийского государства — «Большой чертеж», который, как и предшествовавшие ему карты, до нас не дошел. Сохранилось лишь подробное описание его, так называе­ мая «Книга Большому чертежу», которая показывает, что на Кольском полуострове было нанесено 71 геогра­ фическое название, в том числе — 40 рек, несколько островов и озер, ряд населенных пунктов (город Кола, погосты Варзуга, Умба и др.), монастыри, «корабельные становища», «волок Мотка» (через перешеек полуостро­ ва Рыбачьего), Валитово городище (остатки военного укрепления на морском острове близ устья реки Ворь- емы ) . Об успехах картографирования, достигнутых к н а ч а ­ лу XVII века, можно судить по географической карте Г. Герритса, изданной на Западе на основе русских «чер­ тежей» (см. стр. 65). Появление в России военно-морского флота и разви ­ тие торгового мореплавания в первой четверти XVIII ве­ ка потребовали в целях безаварийного кораблевожде­ ния создания хороших лоций — описаний морей и по­ бережий. Поморские народные лоции составлялись «только с виду», на глаз, без инструментальной съемки и без обозначения прибрежных глубин и без других данных, необходимых для безопасного плавания. Обычно на кон­ турном изображении морского побережья указывались приметные знаки — скалы, мысы, кресты, острова, по которым можно было определить местонахождение суд­ на. В лучшем случае отмечались «луды» — подводные камни и отмели, удобные стоянки-укрытия на случай шторма, опасные течения, иногда содержались сведения о ледовой обстановке в том или ином районе. 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz