Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

умевших «читать порядочно — 10, ничему не учивших­ ся — 26». На должность учителя был приглашен архан ­ гелогородец Александр Холкин, только что окончивший 6-й класс губернской гимназии. Торжественное открытие Кольского приходского учи­ лища состоялось 31 марта 1839 года. Согласно школьному уставу 1828 года, приходские училища были двухгодичными. Но и такой короткий срок обучения проходили немногие. Едва ученики приступили к занятиям, как начался отсев: родители, уходя на ве­ сенние промыслы, брали подростков с собою. Школу посещало не более половины списочного состава учени­ ков. Объясняя это явление, местные власти писали: «Главная тому причина — бедность, заставляющая ж и ­ телей отторгать детей от умственного образования и увлекать их к добыванию насущного хлеба». В 1847 го­ ду в Кольском приходском училище обучалось 23 маль ­ чика и 2 девочки. По охвату детей школой Кольский край значительно отставал от центральных губерний России. Там один учащийся накануне отмены крепостного права прихо­ дился на 143 жителя, в Кольском уезде — на 208 ж и ­ телей. Особенно плохо обстояло дело с просвещением с а а ­ мов. «До сих пор, — писал в 1849 году историк В. Вере­ щагин, — еще ни один лопарь не умеет ни читать, ни писать». Но «теперь в Кольском приходском училище учится несколько лопарских мальчиков». Событие, действительно, было примечательное: впервые саамы получили возможность посещать школу. Но те, кто хотел этого, радовались напрасно. Саамские дети (не более 4—6 человек) приступали к занятиям, почти не зная русского языка. Поэтому обу­ чение их грамоте шло медленно. Много времени отводи­ лось заучиванию молитв и учебных текстов. Если кто, оканчивая училище, и мог кое-как читать и писать, то по возвращении в погосты, не видя книг и не упражняясь в письме, вскоре утрачивал приобретенные навыки. Так что пользы от учения было мало. Саамское население фактически оставалось сплошь неграмотным. Не было школ и в поморских селах. Только благодаря усилиям самих крестьян, обучавших детей домашним 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz