Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
встретились в Коле и, обсудив программу работ, отпра вились для проведения границы на местности. В результате разграничения владений к Швеции отошел весь район к западу от реки Ворьемы площадью около 800 квадратных верст с заливами Росденгским, Пазрецким и Нявдемским и 37 душами мужского пола саамского населения. Участок территории на левом бере гу Паз-реки с церковью Бориса и Глеба остался во в л а дении России. Правительство Швеции было очень довольно работой пограничной комиссии и наградило подполковника Га лямина орденом и денежной суммой в три тысячи рублей. 2 (14) мая 1826 года в Петербурге русский министр иностранных дел Нессельроде и шведский — Пальмшср- на подписали конвенцию «О границах между Россией и Норвегией в лапландских погостах». Некоторые детали этого соглашения уточнялись путем дипломатической переписки до 1844 года. Конвенция 1826 года способствовала нормализации обстановки на границе, положила предел проникновению в район Печенги всяких нежелательных элементов (шведских поселенцев, контрабандистов), содействовала развитию дружественных отношений между Норвегией и Россией. Современная советско-норвежская граница проходит по той линии, которая была установлена в 1826 году. После выхода России на Балтику Закрытие / i-г т\ Кольской таможни (ПРИ ПетРе П государственное з н а чение северного Поморья упало. Внешняя торговля стала вестись преимущественно через Петербург, Ригу и другие балтийские порты. В Колу для закупки сала и рыбы приходило не более 5—7 иностран ных кораблей в год. Сбором пошлин с иноземных купцов и борьбой с вво зом контрабандных товаров занималась Кольская тамо женная застава, имевшая на Мурмане три объездных команды по 18 человек в каждой. После разорения английским флотом в 1809 году Е к а терининской гавани и краха Беломорской компании ино странные корабли для закупки промысловой продукции стали ходить только в Архангельск. Государственная к а з на не получала от Кольской портовой таможни и д в а дц а 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz