Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
На временных стойбищах в период весенне-летних ко чевок саамы жили в пере носных шалашах — кувак- сах. Простейшая кувакса состояла из нескольких ше стов, связанных сверху и широко расставленных сни зу; на этот конический к а р кас надевался чехол из оленьих шкур, в более теп лое время использовалась парусина или береста. Национальная одежда саамов была приспособлена к условиям труда и быта в тундре. Зимою саамы но сили длинную меховую ру- Саам в летнее время башку (печок), а поверх рисунок конца хѵііі в. нее — шубу, сшитую из сук на и оленьих шкур. На ноги саамы надевали меховые сапоги (кисы). Летом пользо вались легкой одеждой — душегрейкой и длинными шт а нами из грубого сукна. Женщины носили сарафаны из крашенины. Рабочая обувь для летней поры и сырой погоды изго товлялась из плотной, непромокаемой кожи, снятой с ног оленя, или из шкуры тюленя. Летним головным убором у мужчин являлась остро верхая шапка вроде колпака (см. рис.), у женщин — сороки, красиво расшитые бисером или мишурой. В результате постоянного общения с русскими многие саамы носили, особенно в теплое время, русское платье. Известный путешественник Ф. П. Литке, посетивший в 1822 году Иокангский погост, писал: «Мужчины ходят в суконных полукафтаньях, по большей части синего цвета, исподнем платье, суконных чулках и башмаках; женщины — в са рафанах и кокошниках или платках на голове». Тесные экономические связи, общность религии и со седство способствовали сближению трудовых слоев рус ского и саамского населения. Довольно часто русские и саамы роднились между собою путем браков и с по 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz