Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

30 сентября 1757 года императрица Елизавета Петровна решила передать управление монастырскими вотчинами армейским офицерам. Она велела сенату под­ готовить соответствующий закон, объясняя его необходи­ мость тем, что духовные «не знают прямого хозяйства», ведут его беспорядочно и обременяют деревни свои «на­ логами, отчего и крестьяне их приходят в ослушание». Однако в результате противодействия духовенства реформа не была осуществлена. Между тем классовая борьба в стране продолжала нарастать. По словам Екатерины II, при вступлении ее на трон в 1762 году множество монастырских крестьян «отложилось от послушания», и всех их правительству пришлось усмирять силой. Дворянство, жажд авше е расширения своих поместий за счет церковных земель, требовало секуляризации, то есть передачи духовных вотчин государству. После некоторых колебаний Екатерина II 26 февраля 1764 года подписала указ «О домах архиерейских, монастырях и других духовных вотчинных местах», по которому все церковные земли и крестьяне передавались в казну, в ведение специально созданной Коллегии экономии. На основании этого закона Кольско-Печенгский монастырь в июне 1764 года был ликвидирован. Строе­ ние его на острове в устье реки Колы превратилось в кладбищенскую церковь. Лишились своих владений на Кольском полуострове и сторонние монастыри — Соловецкий, Кирилло-Бело­ зерский, Московский Новоспасский, Воскресенский и Крестный, а т акже синод, имевший вотчину в В а р з уж ­ ской волости. Бывшие монастырские и синодальные крестьяне ста­ ли называться «экономическими». В отличие от государ­ ственных крестьян, они должны были платить сверх подушной подати «полуторарублевый» оброк, из кото­ рого казна выдавала содержание духовенству, лишен­ ному вотчин. Позднее экономических крестьян прирав ­ няли к черносошным крестьянам Севера. Они не избави­ лись от феодального гнета: перестав быть зависимыми от духовных феодалов, оказались в феодальной зависи­ мости от государства. Тем не менее секуляризация духовных вотчин яви­ лась мероприятием прогрессивным. Экономическим 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz