Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
монастырские промыслы на откун частным лицам, «кто больше даст». В 1704 году печенгская вотчина вместе с саамами, морскими судами, становищами и прочим попала в руки откупщика. На содержание монастыря было назначено выдавать из казны по 196 рублей в год. Откупная система с ее хищническими методами хо зяйствования быстро подорвала промысловые заведения. Местные власти доносили: «Прежнее монастырское строение все сгнило, ловецкие снасти придержаны (из носились. — //. У.), крестьяне и трѵдники от скудости разбрелись, и все опустело...» Правительству в конце 10-х — начале 20-х годов XVI11 века пришлось прекратить отдачу монастырских вотчин на откуп промышленникам. После смерти Пе т ра I монастырские вотчины были возвращены их преж ним владельцам. Однако привилегии монастырей умень шились. Часть их доходов подлежала отчислению в госу дарственную казну. Монахи стремились восполнить это усилением эксплуатации крестьян. Оброки увеличились до крайних пределов. Но денег все же не хватало. Нужно было обновить многие монастырские постройки, приобрести церковную утварь. Между тем монахи хотели жить сыт но, вольготно и весело. Было решено создать такой источник доходов, из которого можно бесконтрольно тратить деньги на собст венные нужды. Основателя монастыря Трифона объяви ли «святым». В честь его стали совершаться специальные богослужения. Настойчиво распространялись слухи о чу десах, которые будто бы происходят на могиле «препо добного»: прозревают слепые, обретают силу немощные и т. п. Духовенство внушало населению мысль о покро вительстве «святого» тем, кто делает вклады и приноше ния в его обитель. Действительно, кое-кто стал жертво вать монахам деньги и имущество. Но «чудодействен ная» сила святого Трифона ока залась совершенно недостаточной для подъема монастыря. В середине XVIII века у Кольско-Печенгского мона стыря не было почти никакого собственного хозяйства. Все скотоводство заключалось в одной корове. Из ору дий лова имелось лишь два карбаса, 16 сетей и три невода. Угодья отдавались в аренду частным промыш 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz