Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Это особенно ясно можно видеть на примере Кольско- Печенгского монастыря. После разорения монастыря шведами (1589 г.) пе­ ченгские монахи обосновались на острове в устье реки Колы. По переписи 1608 года, в Кольско-Печенгском мо­ настыре было 53 монаха, 6 церковнослужителей, 61 труд- ник и 150 работников («казаков»). На протяжении XVII века по купчим и вкладам монастырь приобрел много новых промысловых угодий и добился дополнительных привилегий (например, права собирать с вольных про­ мышленников по 40 копеек с судна за лов трески на всем пространстве к западу от Кольского залива). К началу XVIII века владения Кольско-Печенгского монастыря охватывали примерно четверть Кольского полуострова. Однако собственное промысловое хозяйст­ во монастыря было невелико: ежегодно на мурманский промысел снаряжалось 12— 13 карбасов, на которых р а ­ ботали покрученники — крестьяне села Керети (около 50 человек), да 12 человек нанималось для устройства забора и лова семги на реке Туломе. При монастыре жило 12 монахов, 6 трудников и 1 «казачок». Монашеская братия не хотела расширения круга людей, пользующихся доходами монастыря. Постригали в монахи лишь тех, кто давал крупный вклад. Монастыр­ ские деньги старцы расходовали по своему усмотрению. Архиепископ Афанасий в 1701 году доносил Петру I, что печенгские монахи, «живя пьянственно и без опасе­ ния», обитель «разорили и всякие угодья запусгошили... денежную казну пропили и проворовали» и «злым своим житием зазор и многим людям досаду учинили». Худая слава о «житье» кольских монахов подорвала всякий авторитет монастыря среди верующих. Почти полностью прекратились приток вкладов «на помин души» и празд ­ ничные приношения. По указу Петра I Кольско-Печенгский монастырь был поставлен под контроль Холмогорского Архиерей­ ского дома. Повелено было «тех монахов, которые живут пьянственно, зазорно и монастырскому имуществу чинят похищение, смирять — бить плетьми нещадно». Мона­ хам запрещалось покупать вино и приглашать женщин в кельи «ни для какого дела». В период Северной войны царское правительство, остро нуждаясь в денежных средствах, стало отдавать 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz