Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
нахи «для большей безопасности» рекомендовали помо рам делать вклады в монастыри. Они приводили много численные «примеры» покровительства «святых» нахо дящимся в беде людям. В «Житии» соловецких «чудо творцев» Зосимы и Савватия, составленном в 1548 году, рассказывается о юноше Анфиме, который один из всех поморов уцелел во время бури на море благодаря тому, что дал пожертвование монастырю. В «Житии Антония Сийского» (1578 г.) содержится рассказ о купце Карпе, который, купив рыбу в Варзуге, плыл на лодье по Бело му морю. Вдруг поднялась страшная буря, волны взды мались, как горы. Люди на судне долго боролись с р а з бушевавшейся стихией, но изнемогли и в отчаянии ста ли взывать ко всем святым. И как только плывшие до гадались упомянуть в молитвах имя Антония Сийско го, море сразу улеглось. Вернувшись из поездки, купец отдал лодыо и товар Антониево-Сийскому монастырю. Почти во всех произведениях монастырской лит ера туры в той или иной форме проводилась мысль о том, что жертвующие свое имущество в монастыри бла года ря покровительству « с е я т ы х » будут иметь успех на промыслах, счастье в личной жизни и шансы на спасе ние души после смерти. В «Житии» Зосимы и Савватия есть сведения и о Кольском крае, например о поездке великокняжеского сборщика дани из Умбы через Варзугу «на Лопь» (см. стр. 143), о ловле рыбы и т. п. Монахи каждого монастыря стремились поднять а в торитет своей обители. Они на все лады прославляли жизнь и деяния основателей монастыря, их чудодейст венную силу. Во второй четверти XVIII века поморские книжни ки — служители Архиерейского дома составили «Житие» причисленного к лику святых Трифона Печенгского. Они использовали при этом «малые книжицы», напи санные в начале XVII века «самовидцами» деятельно сти Трифона — о крещении саамов, основании Печенг ского монастыря, хождении Трифона в Новгород, кон чине Трифона и разорении его обители шведами. Соста вители «Жития» дополнили эти «писания краткие» рас сказами о чудесах «преподобного» (святого) и всевоз можными восхвалениями в адрес Трифона, а т акже с о чинили «службу» (обряд церковного почитания) в честь 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz