Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

нахи «для большей безопасности» рекомендовали помо­ рам делать вклады в монастыри. Они приводили много­ численные «примеры» покровительства «святых» нахо­ дящимся в беде людям. В «Житии» соловецких «чудо­ творцев» Зосимы и Савватия, составленном в 1548 году, рассказывается о юноше Анфиме, который один из всех поморов уцелел во время бури на море благодаря тому, что дал пожертвование монастырю. В «Житии Антония Сийского» (1578 г.) содержится рассказ о купце Карпе, который, купив рыбу в Варзуге, плыл на лодье по Бело ­ му морю. Вдруг поднялась страшная буря, волны взды­ мались, как горы. Люди на судне долго боролись с р а з ­ бушевавшейся стихией, но изнемогли и в отчаянии ста­ ли взывать ко всем святым. И как только плывшие до­ гадались упомянуть в молитвах имя Антония Сийско­ го, море сразу улеглось. Вернувшись из поездки, купец отдал лодыо и товар Антониево-Сийскому монастырю. Почти во всех произведениях монастырской лит ера­ туры в той или иной форме проводилась мысль о том, что жертвующие свое имущество в монастыри бла года ­ ря покровительству « с е я т ы х » будут иметь успех на промыслах, счастье в личной жизни и шансы на спасе­ ние души после смерти. В «Житии» Зосимы и Савватия есть сведения и о Кольском крае, например о поездке великокняжеского сборщика дани из Умбы через Варзугу «на Лопь» (см. стр. 143), о ловле рыбы и т. п. Монахи каждого монастыря стремились поднять а в ­ торитет своей обители. Они на все лады прославляли жизнь и деяния основателей монастыря, их чудодейст­ венную силу. Во второй четверти XVIII века поморские книжни­ ки — служители Архиерейского дома составили «Житие» причисленного к лику святых Трифона Печенгского. Они использовали при этом «малые книжицы», напи­ санные в начале XVII века «самовидцами» деятельно­ сти Трифона — о крещении саамов, основании Печенг­ ского монастыря, хождении Трифона в Новгород, кон­ чине Трифона и разорении его обители шведами. Соста­ вители «Жития» дополнили эти «писания краткие» рас ­ сказами о чудесах «преподобного» (святого) и всевоз­ можными восхвалениями в адрес Трифона, а т акже с о ­ чинили «службу» (обряд церковного почитания) в честь 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz