Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

иногда местный дьячок или псаломщик, собирал группу детей и за определенную плату обучал их чтению, пись­ му и счету. У поморов была хорошая традиция: грамот­ ный родитель считал своим долгом иметь в доме грамотного сына. Однако основная масса крестьян и посадских лю­ дей, особенно беднота, оставалась неграмотной. Один грамотный крестьянин приходился на 3—4, а то и более дворов. В XVI—XVII веках печатная лите- Переписка книг ратура почти вся была церковной, И творчество06 преимущественно богослужебной. Издавались псалтыри, требники, апостолы, евангелия, нравоучительные и богословские сочинения «отцов церкви». Официальная книга исполь­ зовалась для «душеспасительного» чтения. Население чаще всего пользовалось рукописными книгами. Содер­ жание их было более разнообразным и светским, хотя тоже преобладали сочинения на религиозные темы. Книга в те времена стоила очень дорого. В конце XVI века обычная цена книги — 2 рубля (сумма, на которую можно было купить две коровы ). Грамотные люди — книголюбы нередко сами перепи­ сывали для себя, а иногда и на продажу, наиболее инте­ ресные и нужные (с их точки зрения) сочинения. В боль­ шом ходу были «соборники», то есть сборники произве­ дений на разные темы. Объем их иногда достигал 500— 600 листов. Это — как бы целая домашняя библиотека в миниатюре. Сохранился Варзужский соборник, составленный неким Андрианом в период царствования Бориса Году­ нова. В этой книге — 285 листов. Помимо 24 канонов (праздничных церковных песнопений), всоборник вклю­ чено 36 литературных произведений: «Сказание о яйце», дающее картину мироздания; притча о календаре — «О некоем царе, которому служат 4 правителя, 12 князей и 365 домочадцев»; повести о нашествии татар на Ря зань и о защите Пскова от войск Стефана Батория; статья «О кончине века и антихристе»; рассказы о чудесах; житейские наставления (вроде: «Со всяким знайся, вся­ кого люби, а не всякому тайну свою поведай»); изрече­ ния; беседы о том, как «спастись» (попасть в рай после смерти ); сочинения, осуждающие монахов, которые 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz