Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

шире входила христианская обрядность и идеология. Приезжая в русские селения по делам и на большие праздники, саамы обыкновенно посещали церковь, при­ сутствовали на богослужениях, несли пожертвования священнику. Саамы пользовались услугами русского ду ­ ховенства при вступлении в брак (обряд венчания проис­ ходил в церкви), при крещении детей и т. п. Соблюдение христианских обрядов было связано с тяжелыми поборами в пользу духовенства. Сохранил­ ся договор саамов Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и Нявдемского погостов со священником Борисоглеб­ ской церкви, заключенный 3 февраля 1694 года. Саамы обязывались ежегодно давать священнику жалованье (ругу) по 3 копейки «со всякой души», доставлять в Ко­ лу с каждого погоста по 1 пуду трескового жира и по 2 кережи мяса и рыбы. Кроме того, саамы должны были платить по 3 копейки с исповеди (или, как было уста­ новлено позднее, за поминание родителей), по 13 копе­ ек — при крещении новорожденных, по 2 ефимка (1 рубль) — при венчании вступающих в брак (помимо архиерейских пошлин ') , по 2 копейки с вежи — за р ож ­ дественскую молитву и т. д., а также давать священни­ ку и дьячку подводы при поездках их по делам религи­ озной службы. Внедрение христианской идеологии в сознание с а ­ амов было выгодно господствующим классам России. Христианская религия ускорила распад патриархально­ родового строя и способствовала формированию клас­ совых, феодальных отношений в саамских землях. Она содействовала подчинению саамов господству духовных феодалов и феодального государства. В начале XVII века в разных местах Кольского полу­ острова все еще имелись отдельные группы саамов- язычников, именовавшиеся обычно «дикой лопью». Рус ­ ское правительство принимало меры к тому, чтобы всех их приобщить к христианству. В 20-х годах XVII века приняли крещение иокангские саамы. Но некоторые са ­ амы не хотели отступать от «веры отцов» и при попыт­ 1 Со всех христиан и церквей Русского Севера взимались также поборы в Новгородскую архиепископскую казну. С учреждением новой епархии в Холмогорах в 1682 году церковная дань, венечные деньги и прочие пошлины стали идти Холмогорскому архиерейскому дому. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz