Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
шире входила христианская обрядность и идеология. Приезжая в русские селения по делам и на большие праздники, саамы обыкновенно посещали церковь, при сутствовали на богослужениях, несли пожертвования священнику. Саамы пользовались услугами русского ду ховенства при вступлении в брак (обряд венчания проис ходил в церкви), при крещении детей и т. п. Соблюдение христианских обрядов было связано с тяжелыми поборами в пользу духовенства. Сохранил ся договор саамов Мотовского, Печенгского, Пазрецкого и Нявдемского погостов со священником Борисоглеб ской церкви, заключенный 3 февраля 1694 года. Саамы обязывались ежегодно давать священнику жалованье (ругу) по 3 копейки «со всякой души», доставлять в Ко лу с каждого погоста по 1 пуду трескового жира и по 2 кережи мяса и рыбы. Кроме того, саамы должны были платить по 3 копейки с исповеди (или, как было уста новлено позднее, за поминание родителей), по 13 копе ек — при крещении новорожденных, по 2 ефимка (1 рубль) — при венчании вступающих в брак (помимо архиерейских пошлин ') , по 2 копейки с вежи — за р ож дественскую молитву и т. д., а также давать священни ку и дьячку подводы при поездках их по делам религи озной службы. Внедрение христианской идеологии в сознание с а амов было выгодно господствующим классам России. Христианская религия ускорила распад патриархально родового строя и способствовала формированию клас совых, феодальных отношений в саамских землях. Она содействовала подчинению саамов господству духовных феодалов и феодального государства. В начале XVII века в разных местах Кольского полу острова все еще имелись отдельные группы саамов- язычников, именовавшиеся обычно «дикой лопью». Рус ское правительство принимало меры к тому, чтобы всех их приобщить к христианству. В 20-х годах XVII века приняли крещение иокангские саамы. Но некоторые са амы не хотели отступать от «веры отцов» и при попыт 1 Со всех христиан и церквей Русского Севера взимались также поборы в Новгородскую архиепископскую казну. С учреждением новой епархии в Холмогорах в 1682 году церковная дань, венечные деньги и прочие пошлины стали идти Холмогорскому архиерейскому дому. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz