Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.
Старинный бубен лопарского шамана ро и вещи») в монастыри, чтобы монахи молили бога об «упокоении усопших». Большим авторитетом у саамов пользовались колду ны-знахари — нойды. Шумом ритуальной пляски с буб ном и побрякушками они изгоняли злых духов, которые, по представлениям саамов, приносили им всякие беды. Нойды указывали, когда следует приносить сейдам (бо жествам) жертвы. Они гадали и прорицали. О саамских нойдах говорили, что они могут излечивать больных, управлять ветрами и т. п. Были случаи, когда саамских колдунов-знахарей приглашали в Москву, к царскому двору. Таким образом, саамы только официально являлись христианами. В действительности их религиозные веро вания представляли собой смесь старых, языческих, и новых, христианских, воззрений. Постоянное общение с русскими и карелами, испове довавшими православие, вело к переосмыслению преж них представлений об окружающем мире. Языческие воззрения постепенно слабели. В жизнь саамов все 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz