Ушаков, И. Ф. Кольская земля : очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период / И. Ф. Ушаков ; под ред. И. П. Шаскольского. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1972. - 671, [1] с. : ил., портр.

Однако удельный вес ремесленных изделий в общей массе местных товаров был невелик. Большая часть про­ дуктов саамского промысла сбывалась необработанной. В 1659 году из Поноя было вывезено 581 бочка ворвани, 2480 конжуев (тюленьих шкур), 60 пудов куропачьего пе­ ра, 43 песца, 35 лисиц и т. д., не считая того, что поступа­ ло монастырям и государству в виде податей. Феодалы зорко следили за тем, чтобы посторонние лица не скупали саамских изделий. Так, в 1678 году пат­ риарх Иоаким, во владении которого находился Поной- ский погост, узнал, что на Пулонгском берегу, близ Пя- лицы, поселились две семьи «гулящих людей» и к ним н а ­ ведываются скупщики, которые «зимним путем ездят на оленях в лопские погосты и товары выкупают и лопарей должат» (ссужают деньгами ). Патриарх велел всех пришлых людей с Пулонгского берега «выслать, кто от­ куда пришел, и впредь никому селиться на том берегу» не разрешил. Скупкой саамских меховых изделий систематически занимались коляне, которые всячески поощряли ремес­ ленную деятельность саамов. После крещения, являвшегося фор- Развитие мальным актом принятия христиан- іюедстмлений ства, саамы еще долгое время оста­ вались полуязычниками. Учение русской церкви было усвоено ими весьма поверхностно. Они признавали за бога Иисуса Христа, почитали неко­ торых «святых», в частности — Николу, молились ико­ нам, носили нательные кресты и верили в их охранитель­ ную силу. Однако в своей повседневной жизни, протекавшей вдали от церквей и русского духовенства, саамы по-преж­ нему, следуя «вере отцов», поклонялись языческим бо­ жествам, ставили им «деревянные, безобразные, из корня вырезанные» человекоподобные изображения и приноси­ ли им жертвы. Современники видели в местах, где стоя­ ли идолы, «превеликие груды костей и рогов». Саамы не соблюдали многих предписаний церкви (например, постов), очень редко бывали на исповеди. Они довольно своеобразно понимали учение о «спасении души». Во время похорон саамы клали в руку умершего кошелек с деньгами, чтобы он мог на том свете заплатить за вход в рай, а т акже делали вклады («приношаху среб- 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz