Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

крест серебряной ценою в две гривны да печок (шубу. — И. У.) оленьи кожи в полтину денег», а когда Осипов проспался, «стали ему смеятце, что будто де он, лопин, то пропил», и взяли, возвращая «залог», 75 копеек. В кон­ це ноября 1703 года пазрецкие лопари Филимон Игнатьев «с товарищи» ехали в Порью Губу «богу молитца» и оста­ новил нсь на ночлег «в пустом нежилом погосте... кережи свои поставили на улице, а сами легли спать». В это вре­ мя из Бабингского погоста ехали Данила Поспелов и М а к ­ сим Шухаба, которые вынули «из кережи зверя выдру алтын в двадцать да рукавицы оленьи и с варегами в че­ тыре алтына, да у товарища его, Филимона Игнатьева, вынялп из кережи штаны суконные синие в полтину денег да рукавицы». Утром лопари настигли стрельцов в урочи­ ще Сунго, обнаружили у них свои рукавицы, но воры «гро­ зились их, лопарей, бить палкою и в кережах искать не дали». Часть кольских саамов, так называемая Терская Лопь (погосты Понойский, Иокангский, Семиостровский — 84 вежи), принадлежала духовным феодалам. Закон з апр е ­ щал воеводам вторгаться в монастырские вотчины. Но указ Петра I — строить «город... всем безотводно» — давал ос­ нование для привлечения к делу и вотчинных крестьян. И Унковский решил обложить их поборами. Терские лопари, ссылаясь на распоряжения монастыр­ ских властей, отказались платить деньги по требованию воеводы, и за то их стрельцы, по свидетельству очевид­ цев, «грабили и, привязав к судну, морем на веревке во­ дою волочили за судами многие версты для своего и вое­ водского срыву» (недовольству, негодованию). 9 октября 1703 года Унковский послал Степана Расторгуева «с това ­ рищи» взять из вотчины Воскресенского монастыря 10 кре­ стьян, а также «монастырского служку да два чело­ века грамотных» для городового строения и письма крепо­ стных дел в Кольский острог. Их поездка не увенчалась успехом: крестьяне «учинились ослушны» и не поехали по вызову воеводы. В конце ноября 1703 года Унковский отправил в По ­ ной капитана Чернцова с тридцатью стрельцами «по мо­ настырского приказного слугу Воскресенского монасты­ ря и по мирских людей — старост и лопарей». Нетрудно представить себе, что творили эти опричники с понойскими ослушниками, выполняя наказ воеводы. Не лишена интереса и т ак а я деталь: стрельцов в «понойскую посылку» отбирал сам Унковский лично. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz