Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
воевода с денщиками врывался в дома провинившихся и устраивал настоящие погромы. Кольские стрельцы получали за службу, кроме денег, по 6 четвертей зерна (около 650 кг) — ржи, овса и ячменя. До 1695 года хлеб из Холмогор доставляли в Колу жители Архангельского края, но последние подали Петру I чело битную, в которой указывали , что они изнемогли от по боров, а в Коле «стрельцов пятьсот человек, а служеб пол ковых никаких не служат, а морскими многими промысла ми промышляют и торгуют», и просили обязать колян во зить хлеб на своих лодьях, что и было санкционировано царем. Иван Воронецкий предложил стрельцам собрать ему по 4 ефимка с человека и обещал добиться нового ука за , по которому «хлебное жалованье станут к ним в Колу по-прежнему возить двиняне». Стрельцы посове щались и «денег воеводе не дали»: запрос велик, а г а рантии в получении указа — никакой. Вымогательства и безудержный произвол воеводы вы зывали гневное возмущение местного населения. 2. Стрелецкая „прека“ Летом 1698 года упала, подмытая водой, часть город ской стены и ворота. Воевода приказал стрелецкому голове Осипу Деревецкому выделить стрельцов для подъема на берег плававших по заливу бревен. Но ремонт острога, т ак называемое «городовое дело», считался обязанностью по садских людей. И стрельцы явились «многолюдством» на воеводский двор. Вперед вышел Мишка Ступин и, «взяв шись руками своими в бока, почал со всяким невеже ством» говорить воеводе, что их «братья, пятьсот человек» не хотят таскать лес и о том «великим криком кричали». Иван Воронецкий заявил стрельцам, что они «пришли в хоромы бесчинно» и «сказывал про государев указ, ко торый прислан» после стрелецкого мятежа 1682 года: кто «учнет самовольно и невежливо делать, и тем велено чи нить наказанье — казнить смертью, не отписываясь к Мос кве». Но тут, по словам воеводы, зачинщик выступления — Савва Новгородов — закричал: «Хотя де нам и головы отсекут, и мы де за то от господа бога венцы восприимем». Стрельцы разошлись, лес все же собрали, но «прека» (противление, раздор) между стрельцами и воеводой про должалась . Стрельцы отказались стоять в почетном к а р а уле у датского посланника, приехавшего в Колу; само го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz