Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

ведь и причастие, «все крестятся двухперстно, предпочи­ тают молиться перед старыми иконами, служить по ста­ рым книгам». Среди раскольников было много грамотных. Однако круг их чтения ограничивался в основном дониконианскими книгами и сочинениями расколоучнтелеіі. В старообрядче­ ских обителях старательно переписывали древнерусские книги. Бла год аря этому до нас дошли некоторые ценные произведения русской словесности. Раскольники резко критиковали существующий строй, официальную церковь — притеснителей народа, принимали и скрывали беглых, помогали преследуемым царскими властями, иногда сами участвовали в массовых антипра­ вительственных движениях, но в целом раскол имел отри­ цательное значение. Он препятствовал проникновению и внедрению всего нового и передового как в хозяйстве, так и в идеологии. Приверженность старине мешала ис­ пользованию достижений в мореходном деле и технике промыслов. Старообрядчество задерживало развитие классового самосознания. Оно не призывало трудящихся на борьбу с угнетателями, а проповедовало терпение и сми­ рение, видело в мученичестве путь к «спасению» и «веч­ ному блаженству» в загробном мире, уводило людей от решения насущных задач преобразования общества на земле в мир самосовершенствования в духе «древнего бла ­ гочестия».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz