Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
ведь и причастие, «все крестятся двухперстно, предпочи тают молиться перед старыми иконами, служить по ста рым книгам». Среди раскольников было много грамотных. Однако круг их чтения ограничивался в основном дониконианскими книгами и сочинениями расколоучнтелеіі. В старообрядче ских обителях старательно переписывали древнерусские книги. Бла год аря этому до нас дошли некоторые ценные произведения русской словесности. Раскольники резко критиковали существующий строй, официальную церковь — притеснителей народа, принимали и скрывали беглых, помогали преследуемым царскими властями, иногда сами участвовали в массовых антипра вительственных движениях, но в целом раскол имел отри цательное значение. Он препятствовал проникновению и внедрению всего нового и передового как в хозяйстве, так и в идеологии. Приверженность старине мешала ис пользованию достижений в мореходном деле и технике промыслов. Старообрядчество задерживало развитие классового самосознания. Оно не призывало трудящихся на борьбу с угнетателями, а проповедовало терпение и сми рение, видело в мученичестве путь к «спасению» и «веч ному блаженству» в загробном мире, уводило людей от решения насущных задач преобразования общества на земле в мир самосовершенствования в духе «древнего бла гочестия».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz