Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
них днях...» Дьяконова долгое время держали «в железах», дважды били кнутом и, наконец, отпустили на поруки. В июле 1698 года Петр I передал «исправление расколь ников» из ведения воевод духовному начальству. Когда кандалакшский поп Леонтий уличил «в церковном расколе ковдянина Федьку Миронова», последнего отправили на допрос не в Кольский острог, а в Холмогоры, к архиепи скопу Афанасию. Миронов упорствовать не стал, наставле ния владыки выслушал учтиво и был отдан своему брату Григорию «на чистые поруки с записью, что ему впредь церковного расколу не чинить». В начале XVIII века к старообрядцам стали относиться терпимее. Явных раскольников обложили двойной податью. Но временами правительство возобновляло преследования, стремясь пресечь распространение оппозиционных сект, и посылало в места поселений старообрядцев карательные отряды, хватало вожаков, увещевало рядовых отступни ков. Наиболее фанатичные приверженцы древнего бла го честия уходили в глухие леса, а при появлении воинских команд сжигали себя. В мученической смерти они видели залог спасения своих душ. На Кольском Севере старообрядчество не получило широкого распространения. По официальной статистике, во всем уезде числилось не более двух-трех раскольников. Однако многие поморы, считая себя правоверными, посе ща я церковь и исповедуясь у священников, частично при держивались древнего благочестия. К. А. Соловцов, со ставивший в 1861 году описание быта жителей Лапландии , отмечал: «Коляне вообще набожны; каждый праздник церковь божия полна народа... В целой Коле нет ни одно го раскольника... но все вообще имеют привязанность к иконам старинного письма, и все, без исключения, зн а менуются двухперстным крестом, почитая его истинным». А ведь за это в XVII веке сжигали на костре! Прочнее всего старообрядчество укоренилось в Кан д ал акш е и ее окрестностях. Писатель Вас. Ив. Немирович- Данченко в 1873 году беседовал в Кандалакше с местным крестьянином Никитой Мостовиковым, отнюдь не старове ром. Но он признавал только «осмиконечный крест», ссы лая сь на какую-то книгу, по-видимому раскольничье со чинение, говорил, что т аб ак и кофе — «это грех и пагуба для души», считал, что нельзя, моясь в бане, хлестаться веником — «угождать плоти». Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году писал, что две трети его прихожан не являются на испо 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz