Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
Для современного человека самопожертвование бояры ни Морозовой может показаться бессмысленным, но в пред ставлении религиозных людей той эпохи это был подвиг во имя истины и верности богу, ради спасения души от вечных мук. И потому многие старообрядцы сознательно шли на гибель. В Коле приняла мученическую смерть жена Мартына Васильева — раскольница Мавра Григорьева. Она про исходила из крестьян села Мурашкино Нижегородского уезда. Вместе с мужем, зачисленным в стрелецкое войско, она поселилась в Москве, где познакомилась с боярыней Морозовой, стала ее приверженницей. В честь ее она н а звала свою дочь Феодосией. Летом 1676 года Мавру под конвоем доставили в Коту к сосланному сюда мужу. Почти шесть лет они прожили спокойно, держась «старой веры». Но после ареста, а з а тем и исчезновения ее мужа за Маврой стали следить. 22 декабря 1683 года стрелецкие пятидесятники Игнатий Угловатой и Петр Попов донесли воеводе Зоту Полозову, что на посаде живет ссыльная Мавра Григорьева, а в цер ковь божию «во время святого пения» не ходит и есть ли у нее отец духовный, «про то неведомо». В тот же день Мавру привели в воеводскую канцеля рию и в присутствии игумена Кандалакшского монастыря Иоасафа , двух кольских священников и дьякона подвергли испытанию в вере. Раскольница заявила, что «ныне церкви нет». Она отка залась слушать поучения священников, н а зывала их «волками» и «слепыми попами». Тогда «воево да Зот Иванович Полозов велел ее сковать в цепь и по садить за решетку». 9 января 1684 года Мавру снова вызвали на допрос, который проводился уже без духовных лиц, одними при казными людьми с применением различных методов устра шения «с великим пристрастием». Свой отказ от исполне ния установленных обрядов Мавра мотивировала тем, что «ее отец духовный бывший протопоп Аввакум, который преж служил на Москве у церкви Казанской богородицы ...в церковь ходити... не велел» и, поучая, «многажды» н а зывал церковь сонмищем отступников от веры, а патриар ха Никона — антихристом. С Аввакумом Мавра познакомилась в девичестве, когда ходила к нему на исповедь в село Лопатищи Нижегород ского уезда, и он с нею неоднократно беседовал; позднее постоянно встречалась с ним в Москве, по возвращении протопопа из сибирской ссылки «исповедывалась у него на 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz