Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

Для современного человека самопожертвование бояры­ ни Морозовой может показаться бессмысленным, но в пред­ ставлении религиозных людей той эпохи это был подвиг во имя истины и верности богу, ради спасения души от вечных мук. И потому многие старообрядцы сознательно шли на гибель. В Коле приняла мученическую смерть жена Мартына Васильева — раскольница Мавра Григорьева. Она про­ исходила из крестьян села Мурашкино Нижегородского уезда. Вместе с мужем, зачисленным в стрелецкое войско, она поселилась в Москве, где познакомилась с боярыней Морозовой, стала ее приверженницей. В честь ее она н а ­ звала свою дочь Феодосией. Летом 1676 года Мавру под конвоем доставили в Коту к сосланному сюда мужу. Почти шесть лет они прожили спокойно, держась «старой веры». Но после ареста, а з а ­ тем и исчезновения ее мужа за Маврой стали следить. 22 декабря 1683 года стрелецкие пятидесятники Игнатий Угловатой и Петр Попов донесли воеводе Зоту Полозову, что на посаде живет ссыльная Мавра Григорьева, а в цер­ ковь божию «во время святого пения» не ходит и есть ли у нее отец духовный, «про то неведомо». В тот же день Мавру привели в воеводскую канцеля­ рию и в присутствии игумена Кандалакшского монастыря Иоасафа , двух кольских священников и дьякона подвергли испытанию в вере. Раскольница заявила, что «ныне церкви нет». Она отка залась слушать поучения священников, н а ­ зывала их «волками» и «слепыми попами». Тогда «воево­ да Зот Иванович Полозов велел ее сковать в цепь и по­ садить за решетку». 9 января 1684 года Мавру снова вызвали на допрос, который проводился уже без духовных лиц, одними при­ казными людьми с применением различных методов устра­ шения «с великим пристрастием». Свой отказ от исполне­ ния установленных обрядов Мавра мотивировала тем, что «ее отец духовный бывший протопоп Аввакум, который преж служил на Москве у церкви Казанской богородицы ...в церковь ходити... не велел» и, поучая, «многажды» н а ­ зывал церковь сонмищем отступников от веры, а патриар ­ ха Никона — антихристом. С Аввакумом Мавра познакомилась в девичестве, когда ходила к нему на исповедь в село Лопатищи Нижегород­ ского уезда, и он с нею неоднократно беседовал; позднее постоянно встречалась с ним в Москве, по возвращении протопопа из сибирской ссылки «исповедывалась у него на 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz