Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

вали. Н а допросах Прокофий Макарьевич Ледуношни- ков и Мартын Васильев говорили: «Ныне де антихрист на земле, а житие его антихристово ныне, где христиан­ ство мучат. А Матюшка Левонтьев сказал: антихристи стали все, которые тремя персты воображают крестное знамение». «Распросные речи» (запись показаний на допросах) отправили в Москву в Новгородский приказ для определе­ ния меры нака зания нераскаявшимся раскольникам. Р е ­ шение пришло только через полтора года. Царский приго­ вор от 6 сентября 1683 года гласил: «...Тех вышеписанных еретиков и церковных противников... в Кольском остроге, ска зав их вину, ЗЖ Е Ч Ь их на площади в костре...» Кольский воевода Зот Полозов, сменивший Василия Эверлакова в марте 1683 года, был немало озадачен ц а р ­ ской грамотой: следовало публично сжечь четырех расколь ­ ников, а между тем только один из них — Иван Самсонов — находился в Коле. Остальные колодники «безвестно» ис­ чезли, и их надо было еще сыскать. При расследовании выяснилось, что Иван Самсонов весной 1682 года принес повинную челобитную, в которой отрекался от «старой веры», осуждал себя за «хульные слова» о троеперстии, горевал о том, что сидит в тюрьме, когда наступает пасха и все «в радости», а он в страхе и слезах ожидает смертной казни, и, раскаиваясь, просил великих государей Ивана и Петра помиловать его «для своего государского многолетнего здравия и для помино­ вения» их отца и брата, чтоб «в струбе зжечь не велели» и ему бы на том свете «душою и телом вечно мучиму не быть, а он, Ивашко, соборной и апостольской церкви ни в чем не противен». Одновременно челобитные с прось- бой об освобождении Ивана Самсонова подали его пору* чители — священник Спасской церкви Алексей Симонов и кольский стрелец Костка Бабиков. Воѳвода Василий Эверлаков тогда же, «в великую суб­ боту», отпустил Самсонова домой и велел ему по-прежне­ му нести стрелецкую службу, а «Матюшка Кеда с товари­ щи, три человека, остались за решеткою». Однако месяца через три и они вышли на волю. Кольский подьячий Йгна- тий Рекунов, во время допросов записывавший показания раскольников, возвратясь из поездки в Поной в августе 1682 года, з ас тал «тех колодников» уже на свободе, «а ссыльной стрелец Пронька Ледуношников стольнику и воеводе Василью Эверлакову писал книгу Гранограф, а списывал с книги Кандолажского монастыря». Воевода 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz