Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

Как отмечается в соловецкой летописи, захваченные в 1676 году правительственными войсками участники вос­ стания были «порублены и казнены смертию, а иные р а ­ зосланы в ссылку в Кольской и Пустозерской остроги». Среди них упомянут выходец с Терского берега «Ивашка Андреев сын Умбянин», у которого в личном владении имелось семь книг старой печати. Соловецкое восстание, начавшееся под лозунгом борь­ бы за «старую веру», с приходом в монастырь беглых, в том числе разинцев, а т акже значительной группы р а ­ ботных людей с соляных и рыбных промыслов, приобре­ ло антикрепостнический характер. Оно оказало сильное влияние на умонастроение местного населения, о чем свидетельствуют сочувственные сочинения об осаде Со­ ловецкого монастыря, широко бытовавшие на Севере сре­ ди поморов. После подавления Соловецкого восстания интерес к учению раскольников не только ослаб, а еще более воз­ рос. Находившиеся в Кандалакше Сила, Алексей и Федор продолжали свою деятельность, несли в мир «богатство радости». Семен Денисов писал о них: «От всех берегов морских людие ко оным с великою ревностью всерадостно течаху: от сих о древнем благочестии просвещахуся слы­ шанием, от сих добродетельному житию научахуся...» («Виноград Российской»). В феврале 1679 года новгородский митрополит Корни- лий получил донесение о том, что «в Кандалакшском мо­ настыре ссылочные ростовские раскольники Силка да Алешка православным христианам чинят великий раскол и смятение, д а Кандалакшского монастыря поп Степан новоисправленного печатного служебника не принял и ст а ­ рого служебника и деревянных сосудов не отдал», что посланных митрополитом лиц «для дозору церквей в цер­ ковь божию они не пустили». Вскоре из Новгорода при­ шло предписание: «Раскольников Силку и Алешку з ак о ­ вать в кандалы, посадить в земляную тюрьму и держать за стражею, чтоб они не ушли, и никого к ним не пропу- щать, чернил и бумаги им не давать, и чтоб они впредь какова расколу не чинили. А попа Степана за ослушание выслать в Новгород, в судный приказ, с нарочным тотчас...» Позднее Силу и Алексея перевели в Холмогоры, но они и там не смирились и в 1697 году уморили себя голо­ дом. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz