Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
ский острог и подвергли истязаниям, но он не отрекся от «старой веры» и был заточен в тюрьму, где содержался в тяжелейших условиях около года. Тем не менее Иван Захарьев умудрился из тюрьмы в марте 1671 года отпра вить в Кандалакшу «к ссыльным людям ростовцам» два письма. Третье его послание, адресованное кандалакш- ским друзьям, по оплошности связного попало в руки властей. Воевода Игнатий Волохов, прочитав его, «зело разгневася», сообщил о сношениях раскольников в Моск ву и получил повеление публично казнить Захарьева. В течение двух суток его мучили, требуя назвать едино мышленников, — били кнутом, жгли израненное тело ог нем, выламывали ребра раскаленными клещами, на остриженную голову лили ледяную воду. Но Захарьев ни кого не выдал. 17 июня 1671 года на «большом сходе волостных людей» ему отрубили голову з а то, что «писал к таким же ворам и мятежникам воровские письма». Стойкость Ивана Захарьева произвела сильное впечат ление на жителей. Молва окружила его имя ореолом «богоблагодарного» страдальца за истинную веру. Раскол в Поморье пустил глубокие корни. Фанатич ность старообрядцев не останавливали ни пытки и тюрь мы, ни церковные проклятья. Местное население мораль но поддерживало сидевших в осаде соловецких монахов- бунтовщиков, снабжало их продовольствием, доставляло им письма. Воевода Иван Мещеринов 19 июня 1674 года доносил царю: «...Да к ним же, ворам, привез в монастырь и продал Кольского уезду волости Ковды крестьянин Ев- сютка... сто пуд палтасины, а приезжал де он в монастырь дважды , и они де воры тое палтусину и доныне едят; да он же де Евсютка привез в монастырь к ворам от Фа- дейка Петрова, которой сидел в Сумской тюрьме, воров ское письмо... ко всем соловецким ворам и изменникам, а велел им осаду крепить накрепко и здаватца великого государя ратным людям не велел...» В период Соловецкого восстания К андалакша являлась одним из идейных центров раскола. Сюда, к ученикам Неронова, приходило множество людей «вопрошать о ве ре». В сочинении «История о отцех и страдальцех соло вецких» раскольника Семена Денисова говорится: «Во оно же время и славнии в терпении страдания старцы Сила и Алексей в Кандалашстем монастыре заточение за древле церковное благочестие терпяху. К ним же вся страна Помория стицахуся о благочестии вопрошениих...»’ 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz