Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

ский острог и подвергли истязаниям, но он не отрекся от «старой веры» и был заточен в тюрьму, где содержался в тяжелейших условиях около года. Тем не менее Иван Захарьев умудрился из тюрьмы в марте 1671 года отпра­ вить в Кандалакшу «к ссыльным людям ростовцам» два письма. Третье его послание, адресованное Кандалакш­ ским друзьям, по оплошности связного попало в руки властей. Воевода Игнатий Волохов, прочитав его, «зело разгневася», сообщил о сношениях раскольников в Моск­ ву и получил повеление публично казнить Захарьева. В течение двух суток его мучили, требуя назвать едино­ мышленников, — били кнутом, жгли израненное тело ог­ нем, выламывали ребра раскаленными клещами, на остриженную голову лили ледяную воду. Но Захарьев ни­ кого не выдал. 17 июня 1671 года на «большом сходе волостных людей» ему отрубили голову за то, что «писал к таким же ворам и мятежникам воровские письма». Стойкость Ивана Захарьева произвела сильное впечат­ ление на жителей. Молва окружила его имя ореолом «богоблагодарного» страдальца з а истинную веру. Раскол в Поморье пустил глубокие корни. Фанатич ­ ность старообрядцев не останавливали ни пытки и тюрь­ мы, ни церковные проклятья. Местное население мораль ­ но поддерживало сидевших в осаде соловецких монахов- бунтовщиков, снабжало их продовольствием, доставляло им письма. Воевода Иван Мещеринов 19 июня 1674 года доносил царю: «...Да к ним же, ворам, привез в монастырь и продал Кольского уезду волости Ковды крестьянин Ев- сютка... сто пуд палтасины, а прие зжал де он в монастырь дважды , и они де воры тое палтусину и доныне едят; да он же де Евсютка привез в монастырь к ворам от Фа- дейка Петрова, которой сидел в Сумской тюрьме, воров­ ское письмо... ко всем соловецким ворам и изменникам, а велел им осаду крепить накрепко и здаватца великого государя ратным людям не велел...» В период Соловецкого восстания К андалакша являлась одним из идейных центров раскола. Сюда, к ученикам Неронова, приходило множество людей «вопрошать о ве­ ре». В сочинении «История о отцех и страдальцех соло­ вецких» раскольника Семена Денисова говорится: «Во оно же время и славнии в терпении страдания старцы Сила и Алексей в Кандалашстем монастыре заточение за древле церковное благочестие терпяху. К ним же вся страна Помория стицахуся о благочестии вопрошениих...» 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz