Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
чтобы они по соседству за них стали». Но и совместно они были не в силах отразить наступление карельского ратника. В знак победы над «немцами» Валит поставил «на Варенге, на побоище немецком, где Варенгской л ет ний погост», камень в высоту от земли «более косые с а жени, а около его... городовой оклад в 12 сажен... А тот камень... и по сей день слывет Валитов камень... А меж Печенги и Па з реки... есть губа морская ...а осредь ея ост ров камен высок... тут у него для крепости... место было». Другое укрепление Валит имел в Коле — «обложено ка- меньем... тем же обычаем». В какой мере можно доверять этому позднейшему ис точнику? Без письменной фиксации события прошлого постепен но стираются в человеческой памяти. «Правдивые ск а занья» в устной передаче дополняются элементами фан тастики, обрастают всякими домыслами. Неудивительно поэтому, что образ победителя «немцев» на Мурмане вы глядит несколько легендарным. Валит, например, положил «на славу свою» камень высотою более косой сажени (216 см), «принесши к берегу своими руками». Это напо минает эпос о богатырях. Едва ли соответствует действи тельности сообщение о существовании у Валита военного укрепления в Коле. Похоже, что в устье реки Колы нахо дился выложенный из валунов лабиринт — культовое со оружение первобытной эпохи, которое, по словам старожи лов, было «развалено, как острог делали» (то есть в 1583—1584 годах). Такие каменные кладки встречаются во многих местах по побережью Кольского полуострова близ рыболовных тоней. Вместе с тем предание содержит некоторые реалии: об рисован внешний облик Валита («собою он был дороден»), отмечен его воинственный характер («к рати необычный охотник»), указано место погребения: «положен в Кореле на посаде» (Корела — ныне город Приозерск). Слово «валит» на карельском языке означает «избранный» — выбранный людьми предводитель, старейшина, управи тель. Запись предания была сделана в связи с претензиями Дании на земли, населенные саамами. Русское правитель ство в конце XVI века не располагало точными сведения ми о том, когда и как они вошли в состав новгородских владений. Решили обратиться за разъяснением к лапланд ским старикам. Рассказанное ими предание о Валите ис пользовалось московскими дьяками для обоснования прав 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz