Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

чтобы они по соседству за них стали». Но и совместно они были не в силах отразить наступление карельского ратника. В знак победы над «немцами» Валит поставил «на Варенге, на побоище немецком, где Варенгской л ет ­ ний погост», камень в высоту от земли «более косые с а ­ жени, а около его... городовой оклад в 12 сажен... А тот камень... и по сей день слывет Валитов камень... А меж Печенги и Па з реки... есть губа морская ...а осредь ея ост­ ров камен высок... тут у него для крепости... место было». Другое укрепление Валит имел в Коле — «обложено ка- меньем... тем же обычаем». В какой мере можно доверять этому позднейшему ис­ точнику? Без письменной фиксации события прошлого постепен­ но стираются в человеческой памяти. «Правдивые ск а ­ занья» в устной передаче дополняются элементами фан ­ тастики, обрастают всякими домыслами. Неудивительно поэтому, что образ победителя «немцев» на Мурмане вы­ глядит несколько легендарным. Валит, например, положил «на славу свою» камень высотою более косой сажени (216 см), «принесши к берегу своими руками». Это напо­ минает эпос о богатырях. Едва ли соответствует действи­ тельности сообщение о существовании у Валита военного укрепления в Коле. Похоже, что в устье реки Колы нахо­ дился выложенный из валунов лабиринт — культовое со­ оружение первобытной эпохи, которое, по словам старожи ­ лов, было «развалено, как острог делали» (то есть в 1583—1584 годах). Такие каменные кладки встречаются во многих местах по побережью Кольского полуострова близ рыболовных тоней. Вместе с тем предание содержит некоторые реалии: об­ рисован внешний облик Валита («собою он был дороден»), отмечен его воинственный характер («к рати необычный охотник»), указано место погребения: «положен в Кореле на посаде» (Корела — ныне город Приозерск). Слово «валит» на карельском языке означает «избранный» — выбранный людьми предводитель, старейшина, управи­ тель. Запись предания была сделана в связи с претензиями Дании на земли, населенные саамами. Русское правитель­ ство в конце XVI века не располагало точными сведения­ ми о том, когда и как они вошли в состав новгородских владений. Решили обратиться за разъяснением к лапланд ­ ским старикам. Рассказанное ими предание о Валите ис­ пользовалось московскими дьяками для обоснования прав 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz