Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
Была ли доступна книга бедным и неграмотным лю дям? Конечно, эта часть населения гораздо меньше и ина че знакомилась с литературой, чем монастырские книжни ки и любители чтения из числа состоятельных поморов. В прошлом существовал обычай в долгие зимние вечера собираться для слушания рассказчиков и чтецов, а т акже для обсуждения различных вопросов и происшествий. Чтение вслух д а в ало возможность и неграмотным знать содержание некоторых книг. Лучше всего рукописные книги XVI—XVII веков со хранились в тех селениях, где жили раскольники. На Коль ском Севере — это район Кандалакши и Умбы. Немало книг обращалось в Коле и Варзуге. Но подавляющее большинство старинных рукописей до нас не дошло. Лишь ничтожная часть их попала в музейные собрания и науч ные библиотеки. На некоторых книгах есть надписи, сви детельствующие о принадлежности их жителям Кольско го Севера. Особенно много книг погибло после революции в связи с отходом населения от религии. Когда ученые, разыскивающие древнерусские памятники письменности, в 1960 году прибыли в Кандалакшу , то на одном из чер даков они нашли целую кучу сгнивших от сырости руко писных книг, которые распадались д аже от легкого при косновения. Сейчас трудно представить, сколько книг и какого содержания обращалось в то время среди про стого народа. В литературе русского средневековья преобладали кни ги религиозной тематики. К исходу XVII века Россия вступила в «новое время», в «век Просвещения». Руко писная книга стала вытесняться печатной. В допетровское время книгопечатание почти исключительно использова лось для размножения богослужебных пособий. Из 483 книг разных названий, выпущенных государственной типографией в XVII веке, только 7 (то есть 1,45 процента) были светскими, предназначенными не для нужд церкви. Иное направление книгопечатание получило в начале XVIII столетия. С 1701 по 1724 год печатная продукция в России возросла в 18,6 раза, на долю религиозных книг уже приходилось лишь около 14 процентов. Главными проводниками церковной идеологии на Коль ском Севере являлись монастыри, во владении которых находилось более половины промысловых и сельскохозяй ственных угодий. Реформы Петра I подорвали экономи ческую силу монастырей, ослабили их влияние на массы. Передача церковных земель государству в 1764 году д о 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz