Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.
дителей помянуть... меня, Петра Югарова... вечно отдаю сию книшку». Некоторые сочинения в книге являются своеобразным откликом на петровские нововведения: «Ко му ж плод их ныне не явен есть: в пост мясо жрут, иконы обдирают, табакирки строят, часовни разорены, на месте их кабаки... и блудные домы везде заведены... школы на танцы, на скоки, на плясы, на скверные и блудные песни и разные камидии, игры и особливые учители к бе совским делам приставлены. Божия же домы и монасты ри опустели», монахов «в домы к женам разослали, иных в солдаты поверстали...» Особенно гневно осуждалась легализация курения т абака, который, как говорится в книге, «зародился от нечистоты и мерзости», а «нынеш ние же правители не токмо не возбраняют, но и сами употребляют и иных научают». Высшее духовное уч реждение — правительствующий Синод — назван «кри- вительствуюшим». Авторы книги призывали читателей не слушать «нечестивых», крепко, как соловецкие иноки во времена Никона, стоять за старую веру. «Не бойтеся уби вающих тело, души ж не могут убити»; лучше, писали они, «здесь временною смертию пострадати», чем обречь себя на «вечные муки». Защитники «древнего благочестия» выступали против всяких новшеств — и плохих и хороших. Раскольничья книга з в ал а не к борьбе с угнетателями, а к терпению и мученичест'ву, видя в этом путь к «спасению». Раскольники обличали русских священников, приняв ших реформу Никона, критиковали и высмеивали их рас путство, пьянство и другие пороки, подрывая тем самым авторитет официальной церкви и царской власти. Значительное распространение на Кольском Севере имела житийная литература. Во многих списках о б р аща лось «Житие преподобных Зосимы и Савватия». Это про изведение, среди описаний разных «чудес», содержало исторические сведения об основании Соловецкого мона стыря и хозяйственном освоении Поморья. Первопоселен цы, рассказывается в книге, «землю копаху... дров множе ство секуще... и воду от моря черпаху... и соль варя, при- готовляху и даяху торжником на куплю... на потребу монастырскую, и в прочих делех тружахуся... И тако кормяхуся». Вскоре они завели рыбные промыслы «за мо рем, в Умбе реце, растоянием от острова Соловецкого 500 верст, старец бе тамо ловя, Фотей именем». В другом рассказе говорится о поездке великокняжеского сборщика Андроника на реку Варзугу и далее «на Лопь дани брати». 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz