Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

о сожжении раскольника Прокофия Ледуношникова, ко­ торый накануне бегства из города «воеводе Ваеилью Эверлакову писал книгу Гранограф, а списывал с книги Кандолажского монастыря». Средневековая литература — преимущественно серьез­ ная, развлекательных произведений почти нет. Читателя, искренне верившего в потустороннюю жизнь, глубоко вол­ новало «спасение души», то есть избавление от вечных мук в аду, уготованных грешникам. Иначе говоря, как следует жить, как вести себя в обществе — на эти вопро­ сы давали ответы многочисленные произведения нраво­ учительной литературы и, в частности, книга из Канда­ лакшского собрания «Поучения святых отец». Она адре ­ сована «хотящим спастися», содержит рассказы о бесов­ ских прельщениях, о страстях и злобах, о человеческих пороках; даются наставления для праведной жизни; под­ робно объясняются тринадцать добродетелей: вера, лю ­ бовь и милосердие, пост, воздержание, бдение, молитвы, смирение, безмолвие, нестяжание, смиреномудрие, чистота душевная и телесная, терпение, рассуждение. Такие нор­ мы поведения вполне устраивали господствующий класс. Обрядовая реформа Никона (1653— 1654 гг.) вызвала ра злад среди православных. Раскольники, основным опло­ том которых являлся Русский Север, защищали в сочине­ ниях «древнее благочестие», прославляли соловецких «страдальцев», поднявшихся на вооруженную борьбу с правительственными войсками в 1668—1676 годах, резко критиковали никониан и новые порядки в России. Центром старообрядчества на Кольском полуострове была Кандалакша . Сюда, к расколоучителям, в 70-х годах XVII века «вся страна Помория стицахуся». К ан д а л а кш ­ ские староверы хранили запрещенные книги. В результате археографической экспедиции 1960 года в Кандалакше собрано 8 рукописных книг, в том числе сочинение раскольника Семена Денисова об осаде Соловецкого мо­ настыря. В старой Кандалакше Н. В. Понырко в 1971 го­ ду обнаружила 4 рукописные книги, среди них — сборник последней четверти XVI века, содержавший Валаамскую беседу, повесть об Иоанне Новгородском и другие ценные литературные произведения. В селе Умбе среди крестьян тайно обращалась руко­ писная «Книга Ответ на ложный увет», направленная про­ тив никонианского «проповедника слова божия» Арсения. В книге 125 листов. На одном из них пояснение: «Писали... в тюрьма ..поседельцы», а ниже слова: «Прошу моих ро­ 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz