Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

Крестьянское и посадское население Поморья в значи­ тельной мере отличалось от крепостного населения цент­ ральной России. Оно не знало помещичьей власти. На не­ пашенном Севере не существовало характерной для земле­ дельческих районов замкнутости и прикованности сель­ ских жителей к узкому мирку своей округи. Занимаясь промыслами и торговлей, поморы совершали дальние поездки, вступали в контакты с иноземцами и купцами других местностей, что расширяло их кругозор, способ­ ствовало приобретению книг и распространению культу­ ры. В домах состоятельных поморов книга не была редкостью. М. В. Ломоносов «вратами» своей учености называл книги, которые он, живя в деревне близ Холмо- гор, брал у знакомых крестьян. Поморы заключали письменные сделки, вели деловые записи и расчеты, выполняли казенные службы, требовав­ шие грамотности. Сельские дьячки за умеренную плату обучали детей чтению и письму. Почти все судовладельцы были грамотными. В Кандалакше по переписи 1782 года числилось 58 домов, в которых проживало 63 семьи — 297 человек (142 мужского и 155 женского пола ); грамот­ ные имелись в 24 дворах, всего 35 мужчин, то есть каждый второй промышленник. В целом по Кольской округе в 103 крестьянских дворах насчитывалось 145 грамотных мужчин. По Терскому берегу на 3—4 двора приходился один грамотный крестьянин. Еще выше была грамотность в городах. Как а я же книга обращалась среди населения? Что чи­ тали жители Кольского Севера в феодальную эпоху? Количественно преобладали книги религиозного содер­ жания. В XVI—XVII веках в духовной жизни общества господствовала церковь, которая формировала мировоз­ зрение людей, з ас т авляла верующих соблюдать «божест­ венные заповеди», читать душеспасительную литературу. К ажд а я приходская церковь имела комплект богослу­ жебных книг; Евангелие напрестольное, Апостол, Минеи, Часослов, две Триоди, Служебник, Требник, а т акже набор нравоучительной литературы для выдачи грамотным при­ хожанам. Несмотря на то, что с середины XVI века в России существовало книгопечатание, большинство книг в допет­ ровский период, судя по сохранившимся описям книжных собраний, было рукописным. В отличие от печатной руко­ писная книга, как правило, не проходила духовной цен­ зуры, и ее содержание было самым различным. Еретики 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz